Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная почти 60 лет назад, добившись определенных успехов в экономике, пока так и стала монолитным объединением. Причем, достичь полноценной финансово-экономической интеграции внутри самого блока также не вышло.
Предпосылкой объединения ряда стран Юго-Восточной Азии изначально стала не столько экономика, сколько политика. Предшественником АСЕАН была организация ASA, в состав которой в 1961 году вошли Малайзия, Таиланд и Филиппины. В создании подобной площадки были заинтересованы власти США в качестве антикоммунистического плацдарма в регионе.
8 августа 1967 года в Бангкоке представители Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин подписали соглашение об объединении в формате АСЕАН. В дальнейшем присоединились Бруней (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.).
На сегодня население стран АСЕАН составляет около 700 млн человек. Показатель ВВП по паритету покупательной способности стран объединения достиг почти 7% от общемирового значения.
Ряд стран АСЕАН входят в число самых быстрорастущих экономик мира. По прогнозам МВФ, ежегодные темпы роста ВВП Индонезии и Камбоджи в 2024–2029 годах будут превышать 5%.
И все же, несмотря на общее динамичное развитие ассоциации между её участниками сохраняются существенные различия в развитии. За прошедшие годы АСЕАН не стала аналогом Европейского союза в Юго-Восточной Азии.
Среди участников ассоциации сохраняется заметная разница в доходах населения. Показатель дохода на душу населения с учетом паритета покупательной способности разнится от $132 тысяч в Сингапуре до $5,2 тысяч в Мьянме.
Есть существенные различия и в финансовых рынках. Сектор финансовых услуг Сингапура ориентирован на международные рынки. Вьетнам сохраняет жесткий контроль над движением капитала и финансовой системой.
Региональная торговая интеграция АСЕАН также пока остается ограниченной. Участники блока не являются основными торговыми партнерами друг друга. Для большинства стран АСЕАН основным торговым партнером по состоянию на 2023 год остается Китай.
Несмотря на то, что АСЕАН формально заявляет о своем политическом нейтралитете на уровне ассоциации, между странами есть различия в геополитических пристрастиях. Филиппины, Малайзия и Таиланд – являются "стратегическими партнерами" США. Другие государства, в частности, Камбоджа и Лаос, больше тяготеют к Китаю.
АСЕАН во многом остается "полем битвы" в геополитике между Китаем и США, не являясь самостоятельным игроком. В этом плане изначальные планы США по проекцию силы в АТР с опорой на региональных союзников никуда не исчезла.
Реализация данной стратегии на протяжении многих лет подпитывалась за счет опасений стран АСЕАН относительно усиления геополитической и экономической экспансии Китая. У многих стран ассоциации – Брунея, Вьетнама, Индонезии, Малайзии и Филиппин – сохраняются нерешенные территориальные споры с Пекином.
Однако за последнее в этой сфере происходят определенные изменения. В АСЕАН в целом больше нет преобладания проамериканских настроений. Опрос общественного мнения, проведенный в начале 2024 года Институтом исследований Юго-Восточной Азии, показал, что 50,5% граждан стран АСЕАН "готовы занять сторону Китая", если ассоциация будет вынуждена занять одну из сторон в противостоянии. Большинство опрошенных жителей стран АСЕАН (59,5%) назвали Китай в качестве наиболее серьезной экономической силы в регионе.
В данном контексте экономические успехи, проблемы и геополитические различия среди стран АСЕАН должны быть учтены при дальнейшем развитии объединения БРИКС. Отдельные государства АСЕАН в лице Индонезии, Малайзии, Таиланда и Вьетнама уже официально выразили свое желание вступить в БРИКС. Для успешной интеграции этих и других стран в формат БРИКС в дальнейшем, придется искать гармоничные решения вопросов, связанные с единством и борьбой противоположных интересов различных государств.