Красное на чёрном, но только со второй попытки: фальстарт Мерца демонстрирует сохранение кризисных явлений во внутренней политике Германии

Германия. Берлин. Бывший канцлер Германии Олаф Шольц и избранный канцлер Германии Фридрих Мерц

Проблемы в самом начале новой политической карьеры Фридриха Мерца отражают отсутствие единства внутри правящей коалиции и предвещают трудности в реализации намеченных им масштабных программ в инфраструктуре и военной сфере ФРГ.

Фридрих Мерц продолжает ставить антирекорды в немецкой политике. Вместо "нового начала" в Германии фактически продолжается политический кризис. Судя по реакции политических элит ФРГ, произошедший во вторник, 6 мая, конфуз в Бундестаге стал для них неприятным сюрпризом.
Месяцем ранее партии ХДС/ХСС и СДПГ объявили о согласовании коалиционного договора под названием "Ответственность за Германию", который должен стать основополагающим для немецкой правящей коалиции на ближайшие годы.

Тогда же лидер ХДС Фридрих Мерц  выразил уверенность, что коалиция сможет успешно управлять Германией в течение следующих четырех лет.

5 мая, за день до голосования в Бундестаге по кандидатуре нового канцлера ФРГ, главы ХДС/ХСС и СДПГ официально подписали данное соглашение. Мерц на церемонии подписания пообещал обеспечить для Германии "сильное, хорошо спланированное и надежное управление страной".

В рамках официально объявленной черно-красной коалиции – в цвет партийной символики "черных" христианские демократов и "красных" социал-демократов – правящий блок ФРГ в общей сложности получил большинство в немецком парламенте в виде 328 из 630 голосов депутатов. Однако, как выяснилось, этого оказалось недостаточно, чтобы начать "сильное, хорошо спланированное и надежное управление страной" под руководством Фридриха Мерца.

По итогам первого тура голосования Мерц не смог получить простого большинства из 316 голосов. В рамках секретного голосования в поддержку его кандидатуры на пост нового канцлера ФРГ проголосовали 310 депутатов. При этом 307 парламентариев проголосовали против.

Объявление результатов провального первого тура, как отметили в соцсети X [заблокирована в РФ] в Бундестаге было встречено  молчанием, при этом Олаф Шольц, судя по его реакции, был в числе тех немецких депутатов, кто был шокирован провалом Мерца в первом туре. 

Снимок изображения поста Benny Illinger в запрещенной в РФ сети X

Источник: worldmarketstudies.ru

Стоит отметить один нюанс – для проведения повторного голосования по кандидатуре нового канцлера в тот же день необходимо одобрение 2/3 депутатов Бундестага. Это означает, что в коалиции ХДС/ХСС за несколько часов переговоров после провального первого тура, могли в кулуарах Бундестага выступить с некими предложениями для других партий, в частности, для "Левых" (Die Linke), чтобы заручиться необходимым числом голосов для проведения процедуры повторного голосования.

В итоге, после паузы в несколько часов, второй тур голосования все же был проведен. Из 630 депутатов 325 проголосовали в поддержку Мерца в качестве нового, 10 канцлера послевоенной Германии. 289 депутатов проголосовали против.

После новостей о провале первого тура голосования в Бундестаге по утверждению кандидатуры Мерца, немецкий фондовый индекс DAX упал на 2%, но по итогам сессии вторника смог отыграть часть потерь и завершил торги снижением на 0,4%. Негативный новостной фон из Германии также повлиял на динамику торгов во Франции, где индекс CAC 40 также снизился на 0,4% после первоначальной коррекции на 1%. Индекс Stoxx Europe 600 снизился на 0,2%. Для рынков акций Европы данные снижения в целом стали минимальными, но определенный символизм заключается в том, что до этого европейские индексы росли на протяжении 10 торговых сессий подряд и "встретили" избрание нового канцлера Германии подобной неуверенной динамикой.

Антирекорды Мерца продолжаются

На досрочных парламентских выборах ФРГ в феврале 2025 года, как отмечалось, правящая партия показала второй с конца результат за последние 75 лет. Более низкий результат чем Фридрих Мерц в качестве лидера партии, традиционно занимавшей лидирующее место в немецкой политике на протяжении многих десятилетий, до этого смог показать только Олаф Шольц. Данный деятель, скорее всего, войдет в историю Германии как один из худших немецких руководителей за многие годы. Под его руководством Германия не смогла выбраться из состояния экономической стагнации, граничащей с рецессией. При этом коалиционное правительство Шольца не смогло продержаться и 3 года до момента своего развала.

Фридрих Мерц также обещал о том, что при нем "Германия вернется" к лидирующим позициям в Европе и обеспечит стабильность в европейской политике. Вместо этого он стал первым политиком в истории Германии после Второй мировой войны, который столкнулся с провалом при утверждении своей кандидатуры на пост канцлера ФРГ.

Еще одним сомнительным фактором для будущей политической стабильности Германии является возраст нового канцлера ФРГ. Фридрих Мерц в свои 69 лет стал самым пожилым канцлером Германии за последние 60 с лишним лет. До него данный пост в руководстве ФРГ в более почтенном возрасте занимал лишь Конрад Аденауэр, когда в возрасте 73 лет стал канцлером страны в 1949 году. 

Провальное голосование по утверждению кандидатуры Мерца показало, что в правящей коалиции ХДС/ХСС и СДПГ нет реального единства. При этом подобный конфуз также в определенной степени снижает доверие к функциональности политической структуру ФРГ. 

Мерца уже начали сравнивать со "спринтером, который споткнулся сразу на старте". И причины подобной ситуации, скорее всего, кроются в его решении резко увеличить госрасходы Германии в инфраструктурной и военной сферах. Как уже отмечалось ранее, Мерц использовал большинство парламента прежнего созыва, чтобы протолкнуть данную инициативу. Во время избирательной кампании он открыто выступал против повышения заимствований и государственных расходов ФРГ. Демарш ряда депутатов правящей коалиции, отказавшихся поддерживать его кандидатуру во время первого тура голосования во вторник, 6 мая, мог быть вызван неприятием подобного политического лицемерия со стороны политика.  

Фридрих Мерц, как уже отмечалось, – довольно "скользкий" персонаж на политической арене Германии. Начав свою карьеру в ХДС в середине 1990-х годов еще до прихода к власти Ангелы Меркель, впоследствии ушел из политики, занимая различные корпоративные позиции в немецких и американских компаниях. Различные уловки, к которым он начал прибегать еще до назначения канцлером, также, мягко говоря, не улучшают его реноме.

Усиление административного давления в ФРГ на партию "Альтернатива для Германии" и явные попытки запретить партию, занявшую второе место на парламентских выборах в феврале 2025 года, – это один из первых примеров действий, которых, скорее всего, продолжит придерживаться Мерц в дальнейшем.

Во внешней политике новый канцлер ФРГ, судя по его риторике, может подтолкнуть Германию к более активному участию в конфликте на Украине – в частности, в виде возможного увеличения поставок оружия Киеву и расширение его номенклатуры. 

Для России происходящее в Европе и конкретно в ФРГ это вполне четкий сигнал – пока у власти в европейских странах такие деятели как Шольц/Мерц, Макрон, Стубб и другие подобные им – нужно принимать комплексные меры по противодействию, а не выстраивать стратегию развития международных отношений на основе надежд, что вместо них придут некие дружественные России политики. 

Продолжение кризисных явлений в политике Германии, Франции и других европейских стран прямо отвечает текущим интересам РФ.

С одной стороны, политические элиты Европы, скорее всего, будут продолжать попытки ведения враждебной политике по отношению к России и при этом выдвигать различные обвинения в адрес РФ, стремясь подобным образом переложить ответственность за внутренние кризисы.

Но при этом, чем более серьезными будут внутренние проблемы в Европе – тем меньше у властей европейских стран будет ресурсов для ведения подрывной деятельности в отношении РФ, которую до этого они на протяжении многих десятилетий вели в рамках так называемого "партнерства".

Наверх