Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Меж двух огней: корейские компании поставили перед выбором, с кем торговать

Микросхема

.

Корейским технологическим гигантам обещают льготы в обмен на запрет торговли с Китаем.

Корейские конгломераты являются важными игроками в секторах, имеющих решающее значение для национальной безопасности и промышленной стратегии как в Вашингтоне, так и в Пекине, включая микроэлектронику, аккумулятору для электромобилей, биотехнологии и телеком-оборудование. 

Производителям микросхем Samsung Electronics и SK Hynix, а также производителям аккумуляторов LG Energy Solution, SK On и Samsung SDI обещают миллиарды долларов в виде субсидий от США. Но взамен они должны соблюдать ряд ограничений США на деятельность компаний в Китае, что повышает угрозу ответных шагов со стороны Пекина.

В июле Китай уже ответил на ограничения США в секторе полупроводников, ограничив экспорт галлия и германия, двух металлов, используемых в производстве микросхем и телекоммуникационном оборудовании. Также китайское правительство запретило операторам ключевых объектов информационной инфраструктуры Китая покупать микросхемы у американской Micron. И теперь корейские компании опасаются, что они также могут стать мишенью ответных мер Китая.

Экономические отношения Южной Кореи с Китаем изменились после 1992 года, когда две страны установили полные дипломатические отношения после распада Советского Союза.

С тех пор годовой объем китайско-южнокорейской торговли вырос с 6 млрд долларов до чуть более 300 млрд долларов в 2022 году. За все это время на Китай пришлось более четверти южнокорейского экспорта, а на США — менее 15%.

Экономические отношения основывались на интересе китайских компаний к корейскому опыту в сложных производственных процессах — прежде всего в секторе микроэлектроники, на долю которого приходится 20% всего экспорта Южной Кореи.

До середины 2010-х Южная Корея придерживалась двойного подхода, при котором США выступали в качестве основного союзника в сфере безопасности, а КНР — в качестве главного экономического партнера.

Корейские компании в полной мере воспользовались доступом к обоим рынкам, перенимая американские технологии и методы ведения бизнеса и одновременно с этим извлекая выгоду из быстро растущего спроса в Китае. Даже корейские телешоу и поп-музыка пользовались в Китае широкой популярностью, а миллионы китайских туристов посещали Южную Корею.

Эта дружба дала трещину в 2016 году после того, как Южная Корея приобрела американскую противоракетную систему Terminal High Altitude Area Defense (Thaad) для защиты от ракетных атак Северной Кореи.

Утверждая, что система Thaad представляет прямую угрозу китайской территории, Пекин ввел неформальные экономические ограничения. Турпоток из Китая заметно ослаб, китайские телеканалы больше не транслировали корейские дорамы, а в Weibo и других соцсетях развернули кампании по бойкоту корейских брендов.

Согласно данным, опубликованным Банком Кореи в июне, в общей сложности Южная Корея по итогам 2022 года впервые с 2004 года экспортировала в США больше товаров, чем в Китай. По этой же статистике даже в секторе чипов теперь на Китай приходится примерно 22% конечного спроса на корейский экспорт — по сравнению с 27% в США и чуть более 50% в остальном мире.

Однако корейские компании по-прежнему зависят от китайских компонентов, производственных ноу-хау и сырья в нескольких отраслях, которые являются ключевыми для экономической безопасности.

В начале лета этого года Казначейство США выпустило разъяснения по принятым мерам поддержки экономики. Они упрощают требования к корейским компаниям и разрешают производить большое количество компонентов для аккумуляторов внутри Кореи и по-прежнему сохранять право на налоговые льготы США. Такой схемой пользуется, например LG, которая поставляет все необходимое для аккумуляторов для Tesla. На мощностях последней происходит только компоновка отдельных аккумуляторных ячеек в общем корпусе батареи, однако при этом покупатели электромобилей Tesla получают налоговый вычет в 7500 долларов, на который не могут рассчитывать покупатели машин китайской BYD. Хотя китайские компании только в этом году инвестировали более 4 млрд долларов в корейскую аккумуляторную промышленность.

Вашингтон также дал понять ведущим южнокорейским производителям чипов, что он предоставит им разрешение на отправку любых, кроме самых сложных американских инструментов для производства чипов, на их заводы в Китае. Эта уступка позволит Samsung и SK Hynix сохранить свое технологическое превосходство над китайскими конкурентами, а также выиграть время для поиска возможных долгосрочных альтернатив существующим производственным площадкам в Китае.

Но в Корее понимают, что окно возможностей закрывается. И поэтому необходимо обезопасить свой бизнес как от давления Пекина, так и Вашингтона. В последних финансовых отчетах корейские компании в самых разных секторах, от атомной энергетики до индустрии развлечений, утверждают, что будут активизировать свои усилия по выходу на рынки Европы, Индии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Читать на сайте »