Снимок с видео, ID 86378528. 10 декабря 2025 г. президент США Дональд Трамп заявил о захвате нефтяного танкера у берегов Венесуэлы. Генеральный прокурор США Пэм Бонди опубликовала в соцсети Х видео захвата судна. AP/TASS
Захват танкеров, нападения на гражданские корабли, морская блокада, диверсии против инфраструктуры, арест активов – данными действиями США и Европа в разных частях света демонстрируют свое видение "многополярного мира", возвращаясь к колониальным практикам международных отношений, пока развивающиеся страны продолжают взывать к справедливости.
Захват венесуэльского танкера Skipper с грузом в 1,1 млн баррелей нефти стал новым и, согласно заявлениям и действиям американских властей, далеко не последним элементом эскалации давления США в отношении Венесуэлы. Президент Трамп назвал захваченный танкер "большим, очень большим, одним из крупнейших за всю историю".
В МИД Венесуэлы заявили о том, что "Боливарианская Республика Венесуэла осуждает и решительно порицает то, что представляет собой вопиющее воровство и акт международного пиратства, публично объявленный президентом Соединенных Штатов, который признался в нападении на нефтяной танкер в Карибском море".
По данным спутниковых снимков, в частности, опубликованных американским телеканалом ABC, в течение ноября Skipper находился в непосредственной близости, а также внутри территориальных вод Венесуэлы. Официальные лица США, тем не менее, утверждают, что захват корабля 10 декабря произошел в международных водах. По многим оценкам, вне зависимости от реального места захвата танкера, данные действия США являются незаконными по международному праву. Американские санкции в отношении Skipper, имевшего на тот момент наименование Adisa, были приняты в ноябре 2022 года, однако в отношении корабля не действуют какие-либо международные санкции в рамках ООН. Уже на этом основании вполне явно, что наблюдается очередной пример экстерриториальной проекции права со стороны США.
По данным агентства Reuters, захваченный танкер ранее якобы осуществлял морские перевозки нефти между Венесуэлой и Китаем, а также между Ираном и КНР. В агентстве также со ссылкой на неназванные источники в администрации Трампа сообщили о планах США по дальнейшему захвату танкеров с венесуэльской нефтью.
В ИИМР ранее отмечали, что формирование военной угрозы в отношении Венесуэлы со стороны администрации Трампа под предлогом борьбы с контрабандой наркотиков является примером возвращения США к одной из начальных империалистических концепций в виде так называемой "доктрины Монро". В обновленной стратегии по национальной безопасности США реализация данной концепции обозначена среди ключевых направлений внешней политики страны.
Одновременно с захватом танкера США также продолжают увеличивать свой военный контингент, расположенный в Пуэрто-Рико и Доминиканской республике, перебрасывая дополнительные самолеты. В комментариях журналистам после захвата Skipper, опубликованных, в частности, телеканалом CNN [запрещен в РФ], Трамп заявил, что "довольно скоро мы начнем операцию и на земле [Венесуэлы]".
Американский сенатор Линдси Грэм [признан террористом в РФ] после данных действий США предложил захватывать танкеры так называемого "теневого" флота РФ. В соцсети X [запрещена в РФ] он заявил о том, что "полностью поддерживает решение президента Трампа захватить нефтяной танкер у побережья Венесуэлы". По его словам, "эта модель может быть легко перенесена" в отношении танкеров, которые перевозят российскую нефть.
Ситуация с "теневым" флотом РФ в целом может осложниться в 2026 году. В случае принятия странами "Большой семерки" и ЕС официального запрета на морские перевозки российской нефти, о планах по применению которого в начале 2026 года ранее сообщили в агентстве Reuters, ситуация с морским нефтяным экспортом РФ может начать развиваться по венесуэльскому сценарию. Танкеры с российской нефтью не смогут заходить в порты европейских стран, при этом в отношении "теневых" танкеров будут действовать санкции. Власти европейских стран НАТО в подобной ситуации могут попытаться использовать данные принятые меры как предлог не просто для временной задержки танкеров с российской нефтью, что уже неоднократно происходило, но и для их полноценного ареста и конфискации груза.
В ИИМР ранее отмечали, что США в течение 2025 года оказывают серьезное давление на нефтяной импорт Китая за счет ужесточения санкций в отношении Ирана, санкций против нефтяных компаний РФ, а также текущей ситуаций с морской блокадой, захватом кораблей и угрозой нанесения удара по Венесуэле.
Развитие данной ситуации должно было бы стать мощным импульсом для формирования более тесных военно-политических связей в рамках БРИКС, но этого по-прежнему не происходит. Если развивающиеся государства планировали бескровно добиться повышения своего влияния в мире, то у администрации Трампа, а также властей стран Европы, как это ни удивительно, есть свое мнение на этот счет. Для западных стран данная нерешительность, которую развивающиеся страны пытаются с сомнительным успехом представить в качестве некоего миролюбивого подхода, – это приглашение к продолжению агрессивных действий.
Ситуация вокруг морской и воздушной блокады Венесуэлы со стороны США развивается одновременно с нападениями Украины на танкеры так называемого "теневого" флота РФ, а также на грузовые корабли под российским флагом. Заявляемые украинской стороны удары по российской нефтяной платформе в Каспийском море, а также нескольким гражданским кораблям, доставлявшим грузы из Ирана – это также часть данной картины. Затянувшийся украинский конфликт и попытки нанесения поражения РФ, удары США и Израиля по Ирану, морская блокада Венесуэлы со стороны США – данные примеры показывают, что надежды развивающихся государств на передел мирового влияния в свою пользу столкнулись, и будут продолжать сталкиваться с серьезным противодействием со стороны западных государств.
Развивающиеся страны при этом, как отмечали в ИИМР, занимают довольно пассивную позицию, не оказывая какого-либо коллективного противодействия США в торговом давлении со стороны администрации Трампа. В военно-политическом аспекте ни ШОС, ни БРИКС также пока не показывают даже намерений в данном направлении.
В 2015 году министр обороны Ирана Хоссейн Дехган на 4-й Московской конференции по международной безопасности выступил с предложением более тесного военного сотрудничества между Индией, Ираном, Китаем и Россией для противостояния НАТО. При формировании подобной структуры и постепенным увеличением численности такого объединения в 2025 году развивающиеся страны могли бы более эффективно противостоять внешнему давлению. Одна из наиболее явных причин отказа от создания подобного альянса – опасения потери доступа к западным рынкам сбыта, технологиям и финансовым системам и общее нежелание развивающихся стран каким-либо образом обострять конфронтацию с США и Европой.
Западные страны вполне явно пользуются данной нерешительностью и за счет административных, военных и финансово-экономических возможностей оказывают серьезное давление в отношении Ирана, КНДР и России, а также в отношении Бразилии, Венесуэлы, Индии и Китая в рамках давления со стороны администрации Трампа.
Для Китая, в частности, сохранение данной осторожной позиции ведет к тому, что западные страны и их союзники де-факто продолжают оспаривать территориальную принадлежность Тайваня к КНР, регулярно направляя военные корабли в Тайваньский пролив и намекая на военную поддержку острова. При этом в течение 2025 года США продемонстрировали возможность военной блокады морского импорта нефти в Китай из Ирана и Венесуэлы, а также начали создавать проблемы для поставок нефти в КНР из РФ.
Пассивное поведение властей многих развивающихся стран показывает, что опасения потерять доступ к западным рынкам из-за более явного военно-политического противодействия давлению США и ЕС, а также надежды на избежание прямой конфронтации с западными странами по-прежнему остаются в силе. Однако, по этой же причине развивающиеся страны остаются в довольно уязвимом положении. Дальнейшее сохранение аморфной структуры объединений развивающихся государств позволит США и Европе продолжать вести подобные "разборки" с Венесуэлой, Ираном, Россией и другими странами в формате "один на один", пока в Москве, Пекине, Нью-Дели, Тегеране, Каракасе и других столицах будут ждать пришествия "многополярного мира" и надеяться на "международное право".