Акция школьников в преддверии встречи премьер-министра Индии Нарендры Моди и председателя КНР Си Цзиньпина в индийском Ченнаи. 2019 год.
После многих лет негласной борьбы за влияние в Юго-Восточной Азии и довольно прохладных отношений в руководстве КНР и Индии начало зреть понимание в необходимости сотрудничества, а не соперничества между двумя крупнейшими странами мира.
До недавнего времени соперничество между Индией и Китаем, которое включает в себя целый спектр вопросов – от пока еще не решенного пограничного территориального конфликта, размещения производственных цепочек, борьбы за влияние в Азии и мире и многих других сфер – оставалось одним из "подводных камней" в БРИКС и ШОС.
Призывы к "танго Дракона и Слона" со стороны председателя КПК Си Цзиньпиня прозвучали в апреле 2025 года, когда Китай столкнулся с серьезным торгово-экономическим давлением со стороны администрации Трампа в виде применения повышенных импортных пошлин.
Давление в отношении Индии, со стороны президента Трампа в августе, которое материализовалось со стороны США виде применения импортных пошлин в отношении индийских товаров за покупку нефти у России, как уже отмечалось, стало последней каплей, которая склонила чашу весов в пользу более активного сотрудничества Нью-Дели и Пекина.
В преддверии форума ШОС, прошедшего в китайском Тяньцзине 31 августа–1 сентября, власти обеих стран предприняли ряд мер по улучшению взаимных отношений. В ходе двусторонних переговоров на самом форуме Си Цзиньпин вновь повторил данный призыв, отметив, что "жизненно необходимо быть друзьями, хорошими соседями, необходимо, чтобы Дракон и Слон объединились".
Подобные заявления звучали и ранее, хотя и не на таком высоком уровне. В частности, в 2019 году официальный представитель Министерства обороны КНР У Цянь заявил о том, что "реализация сценария, при котором дракон и слон танцуют вместе – это правильный выбор для Китая и Индии". Однако в 2020 году между Индией и КНР вместо сближения последовало обострение пограничного конфликта.
Противостояние Индии и Китая за влияние в Юго-Восточной Азии в целом начало обостряться по мере продолжения процессов глобализации и экономического подъема обеих стран. Можно констатировать, что западная глобализация под руководством США и при участии таких институтов как Всемирная торговая организация, Всемирный банк, Международный валютный фонд и других подобных объединений не способствовала формированию баланса в отношениях Индии и Китая, а скорее содействовала продолжению конкуренции между ними.
Первоначальный импульс по сближению развивающихся стран во многом сформировался вопреки, а не благодаря действиям коллективного Запада и его союзников. И сегодня действия администрации Трампа – это новый импульс для развивающихся стран к более интенсивному сотрудничеству.
Индия на протяжении многих десятилетий находится в фазе довольно жесткого военного противостояния с Пакистаном, в ходе которого страны вели активные боевые действия против друг друга в пограничных регионах. Между Индией и Пакистаном в историческом контексте "только что" произошел очередной военный конфликт – с массированным применением авиации и крылатых ракет. Китай активно поддерживает экономические и военные связи с Пакистаном, включая развитие транспортной инфраструктуры и поставки военной техники и боеприпасов.
Ранее уже отмечалось, что крупные международные объединения, которые создают развивающиеся страны, в частности, в виде БРИКС, могут и должны стать платформой не только для более интенсивного экономического взаимодействия, но и для политического диалога, разрешения конфликтов и споров между развивающимися странами. Платформой, которой в настоящее время уже объективно не является Организация объединенных наций. Одним из доводов в пользу этого стала личная встреча глав Индии и Китая на форуме БРИКС в Казани в октябре 2024 года.
Когда президент США заявляет в соцсети TruthSocial о том, что "похоже, мы потеряли Индию и Россию в пользу мрачного Китая" и "желает им долгого и процветающего будущего вместе" – вне зависимости от того, иронизирует он или констатирует сближение крупнейших развивающихся стран мира, – необходимо учитывать, что власти и спецслужбы США, Великобритании и других развитых стран будут и дальше предпринимать попытки вмешательства во взаимоотношения развивающихся государств.
Странам предстоит самостоятельно найти "золотую середину" в продвижении собственных экономических и геополитических интересов, которая позволяла бы максимально полно реализовывать цели национального развития без вступления в противоречие с интересами другого государства.
Несмотря на смену государственного устройства и экономических формаций, противостояние колониальной политике западных стран всегда было в интересах коренных граждан Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки, Индонезии и многих других развивающихся государств мира.
Насколько успешным будет взаимодействие развивающихся стран в первую очередь должно зависеть от руководства данных государств. Несмотря на текущее потепление в отношении двух стран, на пути дальнейшего улучшения отношений и повышения взаимодействия между Нью-Дели и Пекином сохраняются определенные риски. В частности:
- При поддержке и организации провокаций третьих стран начинается очередное обострение пограничных военных конфликтов, в которых Индия и/или Китай могут заподозрить друг друга;
- Власти как Индии, так и Китая могут посчитать, что вопреки дружественным заявлениям и встречам, реального прогресса в повышении экономического взаимодействия не происходит, при этом страдают интересы индийских и китайских компаний.
В Индии все еще сильно прозападное влияние, в том числе в виде связей с диаспорами в США, Великобритании и ряде других стран. Индийцы – пусть даже и во втором поколении – имеют возможность занимать высокие должности в руководстве этих стран. Примером этого можно назвать бывшего премьер-министра Индии Риши Сунака, занимавшего сначала пост министра финансов Великобритании (2020–2022), а затем и премьер-министра страны (2022–2024). В США Никки Хейли занимала пост губернатора штата Южная Каролина (2011–2017), а затем постоянного представителя США при ООН (2017–2018). Камала Харрис, занимавшая должность вице-президента США в администрации Байдена и проигравшая в 2024 году на последних президентских выборах Дональду Трампу – еще один пример того, как близко индийцы могут подобраться к вершинам власти в США.
Одна из потенциальных "козырных карт" в рукаве прозападной элиты Индии, которая все еще ориентируется на тесное сотрудничестве с западными странами, а не с Китаем, – это сценарий, при котором следующим президентом США становится действующий вице-президент администрации Трампа Джеймс Дэвид Вэнс. В этом случае нынешняя "вторая леди" США Уши Вэнс, дочь индийских иммигрантов, переехавших в США в 1980-е годы, становится "первой леди".
Присутствие индийских американцев в политическом истеблишменте западных стран, тем не менее, не помешало администрации Трампа серьезно навредить американо-индийским отношениям, поэтому наличие подобных связей само по себе не гарантирует, что США и Великобритания в дальнейшем будут реально учитывать национальные интересы Индии.
Успех текущего сближения позиций Индии и Китая также не гарантирован, но если стороны будут продолжать следовать высказыванию "дорогу осилит идущий", истоки которого берут свое начало в Ригведе, то у сотрудничества двух крупнейших стран есть большой потенциал – намного более значительный по сравнению с перспективами продолжения "выяснения отношений" при подстрекательстве других государств.
Президент США может иронизировать о "долгом и процветающем будущем" для почти 3 млрд человек или 1/3 населения Земли, проживающих в Индии и Китае. Но для руководителей обеих стран это не повод для шуток, а их прямая обязанность и огромная ответственность. Нью-Дели и Пекин не должны упускать возможность самостоятельного поиска решений по укреплению взаимодействия и сотрудничества, которое, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему повышению роли развивающихся стран в мире.