В год председательства России в БРИКС было проведено укрупнение и модификация структуры организации, выдвинуты новые инвестиционные и торговые инициативы, принято совместное заявление о необходимости реформирования ВТО и МВФ, отмечена определяющая роль БРИКС в процессе совершенствования международной валютно-финансовой системы.
XVI саммит БРИКС, проведенный 22–24 октября в Казани, стал итоговым мероприятием в рамках председательства России в объединении. Заседания государств БРИКС прошли в узком и расширенном составах, было проведено пленарное заседание в формате "аутрич / БРИКС плюс" с участием стран, выразивших интерес в участии в организации. Кроме того, прошел ряд многосторонних и двусторонних встреч на высшем и министерском уровнях.
В ходе саммита была принята Казанская декларация "Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности". Главы государств и правительств БРИКС в 43-страничном документе обозначили основные интересы и приоритеты объединения по ключевым направлениям: политике и безопасности, экономике и финансам, культурным и гуманитарные связям, а также укреплению стратегического партнерства.
В итоговой декларации подчеркивается, что страны БРИКС будут расширять сотрудничество между собой, отмечая при этом, что взаимодействие в рамках организации имеет стратегическую значимость для ее участников.
Увеличение масштаба объединения
В год председательства России в состав БРИКС вошли Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопия. В результате, XVI саммит в Казани в целом стал наиболее крупным и представительным по числу государств-участников объединения. В работе XVI форума БРИКС приняли участие делегации из 36 стран, из них 22 были представлены на высшем уровне, включая лидеров стран-участниц объединения – России, Китая, Индии, ЮАР, Египта, Ирана, ОАЭ и Эфиопии.
По сравнению с 2023 годом выросла доля БРИКС в мировой экономике. В номинальном выражении объем ВВП стран объединения вырос с $25,89 трлн до $28,43 трлн, согласно предварительным прогнозам по итогам 2024 года. При этом доля БРИКС по ВВП по паритету покупательной способности в мировом объеме увеличилась с 33,15% до 36,7%. Государства объединения существенно опережают по этому показателю страны "Большой семерки" (G7), чья доля в мировом ВВП по ППС, по данным Международного валютного фонда, сократилась с 29,49% в 2023 году до 29,08% в 2024 году.
Президент РФ Владимир Путин в ходе заседания БРИКС в расширенном составе отметил, что рост ВВП стран БРИКС в 2024–2025 годах в целом будет идти опережающими темпами по сравнению с общемировой динамикой. По предварительным оценкам, темпы экономического роста объединения составят 3,8% при прогнозируемом росте мировой экономики на уровне в 3,2–3,3%.
Путин отметил, что страны БРИКС будут укреплять свои позиции в мировой экономике, за счет ряда объективных факторов, в частности: роста населения, накопление капитала, урбанизации, а также увеличении производительности труда с применением технологических инноваций.
В рамках форума в Казани были опубликованы статистические данные по 9 государствам-участникам БРИКС.
Эволюция структуры
На форуме в Казане был обсужден вопрос о дальнейшем расширении объединения после принятия в состав БРИКС в 2024 году новых государств. Президент России напомнил, что на предыдущем форуме в Йоханнесбурге участники БРИКС договорились "разработать модальности и категории государств-партнеров нашего объединения", подчеркнув при этом, что в настоящее время наблюдается "беспрецедентный интерес стран Глобального Юга и Востока к укреплению контактов с БРИКС". Путин отметил, что "в той или иной форме такое стремление [сотрудничать с БРИКС] выразили уже более 30 государств". Отмечая высокий интерес со стороны многих стран к вступлению в БРИКС, он также отметил, что "необходимо выдержать баланс и не допустить снижения эффективности БРИКС".
Среди потенциальных причин, по которым был приостановлен процесс прямого принятия новых стран в БРИКС, можно также отметить пример Аргентины, которая, как предполагалось, войдет в состав организации в 2024 году, однако новые власти страны после президентских выборов отказались от данного решения. Кроме того, неопределенная ситуация также возникла с вопросом принятия Саудовской Аравии.
В рамках форума в Казани было принято решение о создании статуса "приглашенного партнера" объединения, при этом были сформированы критерии, которым должны соответствовать страны для получения данного статуса.
По итогам XVI саммита БРИКС в Казани статус стран-партнеров получили 13 государств: Алжир, Белоруссия, Боливия, Вьетнам, Индонезия, Казахстан, Куба, Нигерия, Малайзия, Таиланд, Турция, Уганда и Узбекистан. Для принятия новых стран в состав объединения будет необходимо согласия со стороны всех его действующих участников.
Новые инициативы
Вопросы улучшение взаимодействия между участниками БРИКС и создания в этих целях новых элементов инфраструктуры были в числе приоритетных в рамках форума и председательства РФ в организации в целом.
В рамках форума были озвучены новые предложения по развитию торгово-экономического и финансового взаимодействия стран. Одной из наиболее обсуждаемых тем саммита, в частности, стало создание новой глобальной финансово-платежной системы. Минфин России ранее выступил с предложением создания платформы международных расчетов в нацвалютах, в том числе с возможным использованием цифровых финансовых активов. В министерстве также предложили создать расчетно-депозитарную инфраструктуру и собственную перестраховочную компанию БРИКС.
Предложения по BRICS Clear и BRICS (Re)Insurance получили одобрение со стороны стран БРИКС, в итоговом заявлении было отмечено, что страны "договорились обсудить и изучить возможность создания независимой трансграничной расчетно-депозитарной инфраструктуры BRICS Clear – инициативы, дополняющей существующую инфраструктуру финансовых рынков, а также независимого перестраховочного потенциала БРИКС, включая компанию BRICS (Re)Insurance, с участием на добровольной основе".
Президент РФ в ходе расширенного заседания высказал несколько предложений, в частности, по формированию новой инвестиционной платформы БРИКС для поддержки экономик Глобального Юга и Востока. Путин отметил, что создание подобной платформы позволило бы "увеличить инвестиционные потоки в страны БРИКС, Глобального Юга и Востока и сделать акцент на вложении средств в большие инфраструктурные и технологические проекты".
В рамках саммита в Казани президент РФ также озвучил предложения по созданию зерновой биржи БРИКС и отдельной платформы БРИКС по драгоценным металлам и алмазам.
Еще одной инициативой в рамках председательства РФ в объединении стало предложение наладить информирование о практиках запуска онлайн-сервисов по урегулированию споров в электронной коммерции с перспективой создания совместных процедур по досудебному урегулированию споров.
Политическое взаимодействие развивающихся стран
У БРИКС есть перспективы для дальнейшего совершенствования взаимодействия не только в экономике, но и социально-культурной, научной, политической и других сферах. В плане обсуждение проблем глобальной безопасности и других вопросов мировой политики сама платформа форума за счет расширения участников объединения получает новые возможности.
Существенная часть итоговой Казанской декларации XVI саммита была посвящена именно вопросам мировой политике, по которым страны БРИКС выразили объединенную точку зрения. При этом в ходе выступления лидеров стран, приглашенных к участию в работе форума, тема проблем в мировой политике также оказалась в числе наиболее широко освещенных.
Наибольшее внимание уделено ситуации на Ближнем Востоке, в Судане и Афганистане. Тема конфликта на Украине также была затронута в декларации – хотя и не в столь развернутом формате. Однако в целом по сравнению с предыдущими форумами БРИКС политическим вопросам начинает уделяться все больше внимания. На полях саммита также были проведены многочисленные двусторонние и многосторонние встречи лидеров стран группы.
У развивающихся стран фактически появился свой ежегодный формат общения на высшем уровне – для обсуждения текущих вопросов и проблем на межстрановом и мировом уровнях в ходе двусторонних и многосторонних встреч. До этого подобная возможность у лидеров была только в ходе "Больших двадцаток" (G20) и в рамках ООН – при этом оба формата фактически проводятся под контролем и наблюдением со стороны развитых стран.
В работе форума приняли участие 6 международных организаций, в том числе Организации объединенных наций в лице ее генерального секретаря Антониу Гутерриша. Генсек ООН и ранее присутствовал на прежних саммитах объединения. Однако, с учетом увеличения масштабов объединения в руководстве ООН, вполне вероятно, зреет понимание того, что БРИКС развивается в качестве структуры, которая может соперничать не только с "Двадцаткой", но в перспективе и в отдельных сферах с ООН – в виде поиска и выработки предметных решений и углубления сотрудничества между странами, а не просто декларациями о намерениях и обещаниях.
Траектория развития БРИКС
Один из основных тезисов форума – развитие взаимодействия и сотрудничества развивающихся стран в их интересах. Эту идею в ходе пленарного заседания отметили все лидеры стран БРИКС.
Увеличение объемов торговли, решение проблем без вмешательства каких-либо третьих стран, не входящих в БРИКС, и в целом улучшение взаимодействия между развивающимися странами – в их собственных интересах. Лидеры развивающихся государств осознают, что никто другой кроме них не создаст новые элементы и контуры для улучшения взаимодействия развивающихся стран.
Это понимание отражено в итоговой декларации, в которой, в частности, отмечается, что страны БРИКС "подчеркивают необходимость реформирования нынешней международной финансовой архитектуры для решения глобальных финансовых проблем, включая глобальное экономическое управление, с тем, чтобы сделать международную финансовую архитектуру всеобъемлющей и справедливой".
Риски для дальнейшего развития
По мере развития БРИКС со стороны западных стран также усиливается информационное противодействие организации. Одной из стратегий является продвижение идеи о существовании некоего раскола в объединении и якобы существующих опасениях отдельных участников по поводу того, что БРИКС может превратить в подконтрольную России и Китаю антиамериканскую структуру.
Об этом в преддверии форума, в частности, заявляли в американском агентстве Bloomberg, ссылаясь на неких неназванных чиновников из Индии, а также ОАЭ.
Тем самым продвигается концепция о том, что отдельные страны БРИКС якобы хотят оставить "все как есть", не развивая новые механизмы БРИКС, не оспаривая роль доллара и западных институтов в мировой финансовой системе.
Противодействие западным нарративам по поводу развития организации в данном контексте уже имеет серьезное значение и будет оставаться значимым для формирования независимой повестки развития БРИКС.
Заявление итоговой декларации, в котором довольно четко отмечается необходимость реформирования существующей финансовой системы, а также западных институтов в виде ВТО и МВФ является одним из подтверждений того, что страны БРИКС – и в том числе Индия и ОАЭ – одобряют данный подход в развитии объединения. Кроме того, в ходе форума данного вопроса также коснулись и отдельные руководители структур организации и лидеры стран БРИКС. Глава Нового банка развития Дилма Руссеф в ходе заседания БРИКС в расширенном составе заявила: "Мы зависим от проекции той политики, которая применяется в Соединённых Штатах… у нас отсутствует контроль над собственными направлениями экономики, валютного обмена". Она также подчеркнула: "Геополитическая ситуация также усложняется тем, что доллар используется как оружие для изменения условий жизни населения, что также влияет на международную систему, то есть на доверие [к ней] и её целостность".
Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что "актуальность реформы международной финансовой системы будет только возрастать". По его словам, "государства – члены БРИКС должны играть ведущую роль в углублении финансово-экономического сотрудничества, укреплении многосвязанности финансовой инфраструктуры, поддержании высокого уровня финансовой безопасности".
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва заявлил о необходимости создания "альтернативных денежных отношений между нашими странами", добавив, что страны БРИКС "должны создать финансовую систему, должны серьёзно обсуждать эту тему,.. мы не можем больше ждать – необходимо решать".
Участие в БРИКС не означает отказа от торговли с западными странами – однако для защиты и развития взаимного сотрудничества развивающихся стран, как отметили лидеры стран БРИКС, необходимо создать финансовую систему, которая не является подконтрольной Западу и отвечает интересам развивающихся государств.
В этой связи еще одним риском является формализация отношений. Если участники БРИКС действительно хотят быть, а не просто казаться объединением, продвигающим интересы развивающихся стран – для развития объединения необходимо, чтобы создаваемые структуры функционировали, а не буксовали. Было бы не лишним провести оценку реальной эффективности уже созданных элементов БРИКС, в том числе в плане работы Нового банка развития, деятельность которого в России, судя по заявлениям самой главы НБР Дилмы Руссефф в 2023 году, уже была ограничена из-за угрозы западных санкций.
Затягивание процессов рассмотрения новых инициатив и отсутствие усилий по их продвижению также может помешать динамичному развитию объединения. Объединение БРИКС не должно превратиться в некий "спасательный круг на черный день". Поэтому своевременность и оперативность принятия решений также является одним из ключевых критериев эффективной работы и развития организации.
В данном контексте можно отметить, что не все предложения России – озвученные в БРИКС в качестве страны-соучредителя и председателя объединения в 2024 году – получили отражение в итоговой декларации форума и в итоге, фактически пока не были одобрены всеми странами объединения.
В частности, предложение России о создании платежной системы БРИКС было встречено с умеренным оптимизмом.
В Казанской декларации по итогам XVI саммита о предложении РФ говорится в довольно обтекаемом ключе, без выражений о намерении ускорить работу в данном направлении. По данному вопросу в заявлении, в частности, отмечается: "мы принимаем к сведению Аналитический доклад председательства России в БРИКС о совершенствовании МВФС"... и "приветствуем дальнейшую работу в этом направлении по линии министров финансов и управляющих центральными и национальными банками".
В пункте 65 и 67 итоговой декларации по данному вопросу дается более развернутый ответ на предложение РФ с заявлением о том, что лидеры стран БРИКС "призывают к укреплению корреспондентских банковских сетей между странами БРИКС и обеспечению возможности расчетов в национальных валютах в соответствии с Трансграничной платежной инициативой БРИКС (BCBPI), которая является добровольной и необязательной, и ожидают дальнейших обсуждений по данной теме, в том числе в рамках Рабочей группы БРИКС по сотрудничеству в платежной сфере".
При этом министрам финансов и управляющим центральными банками стран объединения поручено "должным образом продолжить рассмотрение вопроса использования национальных валют, платежных инструментов и платформ и доложить о результатах в ходе следующего председательства". Тем самым, есть определенные риски того, что в ходе председательства Бразилии в БРИКС в 2025 году этот вопрос действительно будет "продолжать обсуждаться и изучаться", однако итоговое заявление объединения XVI форума в Казани не дает поводов полагать, что данный механизм будет запущен в довольно быстрые сроки.
В данном контексте, у президента Бразилии и бразильского правительства будет возможность подтвердить заявленные намерения по решению вопроса по формированию финансовой системы развивающихся стран и перейти от ее обсуждения к реальным действиям.