Глава Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл
Президент США предпринимает новые попытки давления на председателя Федеральной резервной системы, продолжая требовать от него быстрого смягчения монетарной политики. Кампания Трампа по дискредитации руководства ФРС может иметь определенные последствия для США и других стран мира.
Напряженные отношения между главой государства и руководителем американского центробанка установились практически сразу после того, как Трамп выдвинул кандидатуру Джерома Пауэлла в качестве нового председателя ФРС в ноябре 2017 года. В феврале 2018 года Пауэлл возглавил руководство ФРС. В течение всего 2018 года и до конца своего первого президентского срока Трамп неоднократно критиковал главу ФРС за повышение процентных ставок. По данным агентства Bloomberg, в конце 2018 года президент США якобы "неоднократно обсуждал возможность увольнения Пауэлла".
В 2021 году президент Байден вновь выдвинул кандидатуру Пауэлла на пост главы ФРС, фактически продлив действие его полномочий еще на 4 года, начиная с 2022. Текущий срок Пауэлла в качестве председателя Федеральной резервной системы США истекает в мае 2026 года.
В рамках избирательной кампании в феврале 2024 года в интервью телеканалу Fox Трамп заявил о том, что не будет повторно назначать Пауэлла на новый срок. По его словам, Пауэлл, является "политически ангажированным". Тогда же Трамп заявил о том, что "он может сделать что-то, что поможет демократам, я думаю, он может снизить [для них] процентные ставки".
В своем интервью Bloomberg в июле 2024 года Трамп прокомментировал деятельность в более нейтральных выражения, в которых, тем не менее, можно было усмотреть сохранение агрессивной позиции политика по отношению к главе ФРС. По его словам, он "позволит ему завершить свой текущий срок". Трамп также добавил: "Особенно если он будет предпринимать правильные действия".
Однако, в 2025 году, Джером Пауэлл не стал предпринимать те самые "правильные действия" в виде подразумеваемого снижения процентных ставок. Основной причиной для паузы в решениях ФРС по изменению ставок, как заявил сам глава Федрезерва США в своем докладе в американском конгрессе в конце июня, является неопределенная ситуация с инфляцией, которая сложилась из-за применения администрацией Трампа импортных пошлин.
Инфляция и процентные ставки в США , 2020-2025гг
В ФРС неоднократно выступали с данным аргументом на протяжении многих последних месяцев после того, как Трамп в начале своего второго президентского срока начал применять данные меры.
На этом фоне Трамп активизировал критику главы ФРС и стал регулярно прибегать к "мегафонной политике", обращаясь к нему не напрямую, а посредством интервью, заявлений журналистам и публикациям в социальных сетях. С начала 2025 года президент США выдал целую серию характеристик Джерома Пауэлла, назвав его "ужасным", "дураком", "полным неудачником", "человеком со средним уровнем умственных способностей, недостаточным для того, чтобы делать то, что он делает".
Трамп также неоднократно заявлял о том, что называет главу ФРС "слишком медленным Пауэллом", потому что, по его мнению, "он всегда слишком опаздывает". Одним из последних эпизодов в данной критике стало письмо, которое президент США якобы направил председателю ФРС с требованием снизить процентные ставки.
Пресс-секретарь Белого дома Кэролин Левитт 30 июня продемонстрировала журналистам данное "письмо". На листе бумаги, который она также назвала "графиком", содержащим список из 44 стран и объединений, кто-то от руки написал несколько предложений и поставил подпись. Под заголовком "Процентные ставки центральных банков мира" в список помимо крупных стран в виде Швейцарии, Японии, Китая, а также еврозоны и ряда других государств был также включен целый ряд островных государств мира.
Ставки центральных банков в крупнейших экономиках
Левитт не пояснила, в чем смысл сравнения текущих процентных ставок в США и таких государств, как: Сейшельские острова, Кабо-Верде, Тринидад-и-Тобаго, Барбадос, Багамские острова и Маврикий.
Помимо данного "письмо" с требованием "сильно снизить ставки!" в конце июня к давлению на ФРС подключился министр финансов США Скотт Бессент. В интервью телеканалу Bloomberg он заявил о том, что руководство ФРС "застыло у руля", при этом отметил, что "в ФРС уже есть кандидатуры, которые рассматриваются" [в качестве следующего главы американского ЦБ].
Позиция Трампа в целом не ограничивается конфликтом с главой ФРС, кандидатуру которого он выдвинул сам. Изначально само выдвижение Пауэлла на пост председателя Федрезерва в 2017 году произошло в разрез с устоявшейся практикой в американском центробанке.
Трамп не стал повторно выдвигать кандидатуру Джанет Йеллен, занимавшей на тот момент должность главы ФРС. Во взаимоотношениях президентов США и глав ФРС это – первый подобный эпизод с 1979 года, когда новый глава государства отказался продлевать полномочия председателя Федеральной резервной системы
Для России и других стран, в которых пока что по каким-то причинам сохраняются либеральные концепции "независимости центрального банка" от других ветвей власти, ситуация с ФРС – это наглядный пример, по какому сценарию развивается ситуация с институтом центрального банка в одной из ведущих развитых стран мира.
Данный конфликт между президентом США и председателем ФРС, с одной стороны, не только в очередной раз характеризует Дональда Трампа как импульсивного политика, но с другой стороны также показывает, что руководству развитых стран уже явно недостаточно прежней конфигурации финансовой власти для достижения своих целей. В США после Трампа, вполне вероятно, будут и другие президенты, которые захотят, чтобы руководство ФРС было более "послушным".
Один из схожих конфликтов ранее, в 2016–2022 годах, уже наблюдался в Турции между президентом Эрдоганом и центральным банком страны и в итоге закончился не в пользу центробанка – несколько председателей турецкого ЦБ и выступавшие против снижения ставок чиновники были уволены.
В качестве примера слаженной работы центрального банка, исполнительной и законодательной ветвей, не омраченного спорами о разделении полномочий, можно привести деятельность Народного банка Китая. Успехи, которые власти КНР смогли достичь в XXI веке в экономике, науке и многих других сферах, показывают, что центральный банк должен быть один из инструментов для достижения экономических целей, а не отдельной структурой вне какого-либо контроля. При этом роль ЦБ КНР не ограничивается только поддержанием стабильности котировок юаня и обеспечением ценовой стабильности – центральный банк страны также принимает меры для поддержки фондового рынка Китая.
Преувеличенная роль банковского сектора, а также независимая роль ЦБ, как уже отмечалось ранее, – все более очевидно становятся одним из признаков прежней эпохи. Доктрины и догмы, которых придерживались многие страны в 1990-е и 2000-е годы, в условиях изменившегося мира быстро утрачивают свою актуальность. Попытки дальнейшего следования им, как и в случае со многими другими устаревшими концепциями, будут ограничивать страны в развитии.