Морская логистика идет на дно?

Maersk контейнеры

Сокращение мировой торговли может оказаться более глобальным и длительным, чем предполагалось ранее.

Møller-Maersk предупредила, что сокращение мировой торговли окажется более длительным и глубоким, чем она опасалась ранее, поскольку компании сокращают свои запасы перед лицом рисков рецессии в Европе и США.

Датская логистическая группа заявила 4 августа, что мировой спрос на контейнеры, по которому можно судить о состоянии мировой торговли, в этом году упадет на 1-4%.

Контейнерные перевозки, активность которых напрямую связана с глобализацией, пережили исторический бум с 2020 по 2022 год, когда различные компании изо всех сил пытались пополнить запасы и отреагировать на неудовлетворенный спрос, проявившийся после снятия ограничений из-за коронавируса.

Но этот год будет гораздо более тяжелым для контейнерных линий, поскольку их клиенты сокращают уровень запасов, а отрасль готовится к прибытию огромного количества новых судов, заказанных во время подъема.

Во втором квартале выручка Maersk упала на 40% в годовом исчислении до 13 млрд долларов, а ее прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) упала на 72% до 2,9 млрд долларов.

Maersk повысила прогноз EBITDA на весь год с 8–11 млрд до 9,5–11 млрд долларов. На пике бума в 2022 году чистая прибыль Maersk составила 37 млрд долларов.

Во время бума Maersk была свергнута компанией Mediterranean Shipping Company (MSC) с трона крупнейшей в мире корпорацией по контейнерным перевозкам, поскольку две компании придерживались совершенно разных стратегий.

Датская группа стремилась использовать непредвиденную прибыль за последние несколько лет, чтобы увеличить свой наземный логистический бизнес,  чтобы компенсировать более нестабильные доходы от своего судоходного подразделения. Тем временем MSC вложила большую часть своих денег в новые суда.

MSC и AP Møller-Maersk в 2015 году, не обращая внимания на противодействие регулирующих органов, сформировали альянс по в сфере грузоперевозок.

Контейнеры Maersk можно перевозить на судах MSC и наоборот, что снижает эксплуатационные расходы обеих групп без уменьшения количества портов, которые они могут обслуживать. Соглашение помогло изменить ландшафт отрасли, в доходы которой всегда зависели от приливов и отливов в мировой экономике. В течение двух последующих лет другие крупные игроки, такие как французская CMA CGM, китайская Cosco и немецкая Hapag-Lloyd, заключили аналогичные сделки.

Но теперь MSC и Maersk, которые вместе контролируют около трети мировых объемов международных контейнерных перевозок, разводятся. В этом году они подтвердили, что так называемый альянс 2M прекратит свое действие в 2025 году. По данным поставщика данных Xeneta, средняя стоимость доставки 40-футового контейнера из восточного Китая на западное побережье США выросла с менее чем 2000 долларов до пиковой отметки в 9699 долларов. По данным консалтинговой компании Drewry, за три года с 2020 по 2022 год отрасль получила столько же прибыли, сколько за предыдущие шесть десятилетий вместе взятых. Годовой доход Maersk до налогообложения вырос с 967 млн долл. в 2019 году до 30,2 млрд в 2022 году и оказался больше, чем у инвестиционного банка Goldman Sachs.

И теперь две компании пойдут своими путями: MSC сделала ставку на продолжение роста мировой торговли и заказала значительное количество новых судов, в прошлом году обогнав Maersk по тоннажу. Maersk, наоборот, инвестирует в новые склады, грузовики и самолеты, чтобы быть готовыми к морским блокадам или другим будущим сбоям в цепочке поставок.

Maersk поставила перед собой амбициозную цель: в течение десяти лет доходы от логистики должны превзойти доходы от морских перевозок. В 2022 году ее подразделение по логистике и цепочке поставок обеспечило пятую часть выручки и менее 5% прибыли. С 2019 года группа приобрела 11 компаний, в том числе гонконгскую LF Logistics за 3,6 млрд долларов в прошлом году, среди активов которой есть 198 складов, что удвоило  количество складов, которыми теперь владеет Maersk.

MSC, наоборот, готовится демпинговать на своем традиционном рынке.  По данным Alphaliner, MSC в этом году ожидает поставки 122 судов, в то время как Maersk заказала только 28. В целом в отрасли предложение контейнерных площадей вырастет на 12% до 2024 года, что вдвое превышает ожидаемый рост спроса на перевозки. Но, обладая большим флотом судов, MSC может быстрее и агрессивнее снижать цены на свои услуги, что поможет ей занять ведущую позицию в сфере морский контейнерных перевозчиков и консолидировать этот сегмент рынка. 

Maersk же придется бороться со своими бывшими клиентами: сухопутными логистическими компаниями, обладая меньшим опытом в этой области. Но у нее будет важное преимущество: она станет одной из немногих компаний в мире, которая сможет обеспечить поставку груза практически из любой в любую точку планеты. Контроль всего транспортного пути может ей быстрее реагировать на изменения маршрутов, которые могут возникнуть в будущем из-за геополитической напряженности или неблагоприятных климатических событий.

Последние материалы

09:47, 21 ноября 2024, четверг
"Большая двадцатка" – все еще платформа для диалога или реликт уходящей эпохи?

В период, когда процессы глобализации уступили место формированию региональных альянсов и намечается раскол между развитыми и развивающимися странами, формат G20 превращается не более чем в "совместное фото на память".

10:27, 19 ноября 2024, вторник
Эксперты ЦБ: повышение ставки центробанка может приводить к росту цен, но "эффективные" компании справятся

Авторы опубликованной в ЦБ РФ аналитической записке допустили, что повышение процентных ставок может вести к росту инфляции в экономике, при этом призвав не рассматривать данное утверждение "как официальную позицию Банка России".

13:09, 16 ноября 2024, суббота
COP29 – геополитический раскол климатической повестки

Конференция ООН по климату в Азербайджане обнажила противоречия между развивающимися и развитыми странами, поставив больше вопросов, чем ответов относительно дальнейшего развития мировой "зеленой повестки".

12:43, 14 ноября 2024, четверг
Торговая война–2025: кто в Европе пострадает сильнее всех от пошлин Трампа?

Ряд крупных стран Евросоюза в лице Германии, Италии и Ирландии могут понести наиболее ощутимые экономические потери. При этом ожидаемое повышение импортных пошлин США в ходе второго президентского срока Дональда Трампа может пройти в несколько этапов. 

10:12, 13 ноября 2024, среда
"Одна семья – трое детей" Китая: попытка разминировать крупнейшую демографическую бомбу в мире

Угроза старения и долгосрочного снижения численности населения Китая привела к резкой смене приоритетов в демографической политике страны. Однако новые меры господдержки семей, одобренные после нескольких десятилетий ограничения рождаемости, пока не привели к желаемым результатам. 

21:11, 11 ноября 2024, понедельник
Репатриация золота мировыми ЦБ: США и Великобритания утратили доверие

Тенденция по возвращению золота из хранилищ в Нью-Йорке и Лондоне остается в силе, при этом к репатриации золота все активнее подключаются страны Глобального Юга.

20:52, 8 ноября 2024, пятница
Внешнеполитическое казино Трампа: ставка на пошлины


Общее число стран, которые могут понести определенные потери от нового президентства Трампа из-за нового витка торговой войны в мире в целом заметно выше количества потенциальных "бенефициаров" его возвращения к власти.

20:23, 7 ноября 2024, четверг
Германия на перепутье: "Светофор" сломался, министры разбежались

ФРГ оказалась в состоянии экономического и политического кризиса. Коалиционное правительство распалось, экономика страны находится на грани рецессии.

18:15, 7 ноября 2024, четверг
Второй срок Трампа: как изменится экономика и внешняя политика США

Возвращение Дональда Трампа на пост президента приведет к изменениям во внутренней и внешней политике с возобновлением изоляционистского курса США.

11:33, 4 ноября 2024, понедельник
Евросоюз заходящего солнца: сделано в Китае

В надежде "стать независимыми" от энергоносителей России страны ЕС оказались в полной зависимости от Китая в импортных поставках компонентов солнечной энергетики. На фоне серии банкротств и закрытий ряда компаний производящих солнечные модули, в Брюсселе также начали торговую войну с Пекином из-за импорта электромобилей. 

Наверх