За счет применения импортных пошлин администрация Трампа осложнила доступ к внутреннему рынку страны для трех крупнейших торговых партнеров США. Для американской экономики это грозит повышением инфляции, для Трампа новые пошлины – предлог для дальнейшей модификации соглашения о свободной торговле в Северной Америке и продолжения давления на Китай.
Президент США Дональд Трамп 1 февраля объявил о решении ввести импортные пошлины в размере 25% на товары из Канады и Мексики, начиная с 4 февраля. Пошлины на импорт нефти, газа и электроэнергии из Канады были повышены в меньшей степени – на 10%. В отношении товаров из КНР новые импортные пошлины США составят 10%.
В ночь на четвертое февраля введение пошлин на Канаду и Мексику было отложено после переговоры.
При этом, можно констатировать, что Трамп начал новую торговую войну с ключевыми торговыми партнерами США. Главный предлог - чрезвычайная ситуация в сфере пограничного контроля. Данные действия, по словам Трампа, опубликованным американской администрацией, были якобы приняты "в качестве ответной меры на обещания Мексики, Канады и Китая по остановке нелегальной миграции и ядовитого фентанила и других наркотиков, попадающих в нашу страну".
Мексика, Канада и Китай, по данным Бюро переписи населения США, занимают 1-ое, 2-ое и 3-е место в списке стран с наиболее крупными показателями товарооборота с США. С января по ноябрь 2024 года объем торговли США с Мексикой составил $776 млрд, импорт товаров и услуг из Мексики в США превысил экспорт на $157,2 млрд. Товарооборот между США и Канадой за тот же период составил 699 млрд, дефицит торгового баланса США с Канадой – $55 млрд. Объем торговли США с КНР за 11 месяцев 2024 года превысил $532 млрд, импорт китайской продукции со стороны США превысил экспорт американских товаров в Китай на $270 млрд.
После объявления о пошлинах Трамп заявил журналистам, что одним из условий для отмены данных мер с Канадой и Мексикой будет сокращение дефицита в торговом балансе США с этими странами. Тем самым, он поставил под сомнение фактор нелегальной миграции и притока наркотиков в качестве основного повода для введения новых пошлин в отношении данных государств.
Применение импортных пошлин в отношении крупнейших торговых партнеров американской экономики приведут к росту цен и снижению экономической активности.
Одним из наиболее уязвимых секторов перед негативными последствиями торговой войны США с Канадой и Мексикой является автомобилестроение.
При общем объеме производства легковых автомобилей в 5,3 млн единиц в Канаде и Мексики около 70% поставляется на американский рынок. Под вопросом не только потенциальный рост стоимости данной продукции, но и произведенных автомобилей на территории США, которые используют компоненты двигателей и запасные части, которые производятся на канадских и мексиканских предприятиях. Объем легковых автомобилей, поставляемых из Мексики в США, превышает показатели поставок из Японии, Южной Кореи и стран Европы.
Незадолго до введения пошлин в агентстве S&P Global отметили, что практически все крупные автомобильные марки в США в той или иной степени зависят от поставок из Канады и Мексики.
Американские отраслевые организации выразили "серьезную обеспокоенность" принятыми мерами. В американской Ассоциации производителей автомобилей и комплектующих (MEMA) заявили о том, что повышение импортных пошлин на 25% приведет к росту стоимости автомобильной продукции в США и "отразится на ценах для потребителей, снизив доступность в автомобильном секторе".
Еще одно опасение, что новые импортные пошлины Трампа в сфере энергетики приведут к росту цен не только на автомобили, но также и на автомобильное топливо. За 11 месяцев 2024 года США импортировали нефть из Канады в объеме 4 млн баррелей в сутки. Поставки из Мексики составили около 465 тыс. б/с.
Другие крупные статьи импорта США из Канады, Мексики и Китая включают в себя электронику, полупроводники, фрукты, овощи, алюминий и ряд других товаров.
Трамп и его команда признают вероятность увеличения инфляции, но только в краткосрочной перспективе. Администрация президента считает, что долгосрочные последствия будут способствовать снижению цен по причине того, что или производство товаров начнет перемещаться в США, или, что более вероятно, китайские, канадские и мексиканские поставщики начнут снижать цены для того, чтобы не терять позиции на американском рынке. Так как потеря главного рынка сбыта ударит по ним гораздо сильнее, чем по пострадают потребители в США.
При сохранении импортных пошлин в 25% со стороны США в течение всего года экономики Канады и Мексики в 2025 году могут замедлиться до состояния рецессии. При подобном сценарии объем мексиканского экспорта, по ряду оценок, может сократиться на 12%, объем ВВП Мексики в этом году может сократиться на 4%. На долю торговли с США приходится около 20% от ВВП Канады, канадскую экономику также, скорее всего, ждет экономический спад в 2025 году.
Объявленные импортные пошлины в целом несут проинфляционный эффект для американской экономики. По оценкам "Бюджетной лаборатории", исследовательской организации при Йельском университете, данные меры могут привести к росту дефлятора потребительских расходов (PCE) в США на 0,72–0,76%. Для американских потребителей негативный эффект от роста цен может составить в среднем около $1200 для каждого домохозяйства.
Объявленные Трампом меры, по оценкам организации, могут привести к росту цен на природный газ в США на 8,4%, компьютеры и электроника могут подорожать на 5,7%, изделия из кожи – на 4,5%, электрическое оборудование – на 4,4%, автомобили и запчасти – на 4,4%.
После применения данных мер усредненный размер импортных пошлин США увеличивается на 6,1–6,3% до уровня в 8,6–8,8%. Для США это наиболее высокий показатель с 1946 года.
В период с 2026 по 2035 год данные меры, по расчетам "Бюджетной лаборатории", могут принести США около $1,4–1,5 трлн дополнительных поступлений в бюджет – при этом цифры могут быть ниже в зависимости от ответных мер в отношении американской продукции.
Длительность действия новых пошлин и их размер, тем не менее, остаются под вопросом. С большой долей вероятности, меры в отношении Канады и Мексики со стороны Трампа были приняты для создания дополнительного давления в отношении руководства данных стран в преддверии пересмотра условий соглашения свободной торговле между Мексикой, США и Канадой (USMCA), который запланирован на июль 2026 года.
В ближайшей перспективе одним из последствий объявленных мер будут более осторожные действия со стороны Федеральной резервной системы США. Из-за действий Трампа американской экономике потенциально грозит повышение инфляции по целому спектру товаров – в подобных условиях пауза в действиях ФРС по снижению процентных ставок может затянуться.