Робот-гуманоид на выставке в Китае
Компании КНР создают для Китая в сегменте робототехники схожее конкурентное преимущество, которое страна в настоящее время имеет перед другими государствами в сфере электромобилей, солнечной энергетике и ряде других сфер. Так называемая "чрезмерная конкуренция" в виде большого числа соперничающих между собой компаний – это вполне осознанный результат многолетней государственной политики поддержки отрасли, позволившей создать компетенции.
Первые антропоморфные или человекоподобные роботы китайского производства в КНР появились в начале 2000-х в виде отдельных разработок в государственных университетах страны, в частности, в Оборонном научно-техническом университете Народно-освободительной армии Китая, Пекинском политехническом университете, а также Научно-техническом университете Китая.
Власти КНР, как на федеральном уровне, так и на муниципальном, изначально были и продолжают быть одним из основных инвесторов ведущих отраслей Китая. При этом, по многим оценкам, государственная поддержка властей КНР в сфере робототехники и ряд других отраслей вполне сознательно и изначально была нацелена на создание сети взаимосвязанных секторов. В руководстве Китая не ждали, когда придут некие иностранные инвесторы и создадут им ведущие компетенции в перспективных отраслях – ЦК КПК и муниципальные власти КНР сами играют ключевую роль в поддержке инноваций Китая.
С 2015 года робототехника была официально включена в структуру программы "Сделано в Китае 2025". Помимо различных форм федеральной поддержки в виде субсидий и налоговых вычетов, компании и стартапы КНР также получали дополнительную поддержку на уровень отдельных провинций и городов Китая.
Муниципальные власти Пекина, Шанхая, Шэньчженя, Уханя и многих других менее крупных городов КНР создавали и продолжают создавать собственные фонды и механизмы финансирования инноваций – помимо принимаемых мер поддержки на федеральном уровне. В частности, в феврале 2025 года, власти Шэньчженя сообщили о запуске мер на сумму 4,5 млрд юаней ($630 млн) для поддержки компаний в сферах робототехники и искусственного интеллекта. В июне решение о создании нового инвестиционного фонда в размере 1 млрд юаней для поддержки компаний в сфере гуманоидной робототехники приняли власти Уханя.
Возможность получения субсидий во многих городах Китая при этом привязана к достижению определенных показателей компаниями по производству и продаже роботов, а не просто после демонстрации какого-либо одного прототипа без реальных возможностей его дальнейшей промышленной реализации.
За последние годы власти КНР также начали выступать в качестве крупных заказчиков антропоморфных роботов – объем государственных закупок гуманоидных машин увеличился с 4,7 млн юаней в 2023 году до 214 млн юаней в 2024 году. Подобные госзакупки фактически также являются одной из форм государственной поддержки отрасли. Общий объем выделенных средств на поддержку сегмента антропоморфной робототехники в 2024 году составил $20 млрд.
Лидирующие страны и территории по установке промышленных роботов, 2025 год
В марте 2025 года власти КНР заявили о намерении создать в ближайшей перспективе венчурный фонд в размере 1 трлн юаней ($138 млрд), основными направлениями деятельности которого будет поддержка проектов в сфере ИИ и робототехники. Вполне вероятно, что данная структура будет запущена в 2026 году после принятия нового 5-летнего плана развития КНР. Так называемый "воплощенный интеллект" входит в число ключевых перспективных отраслей, на развитии которых власти Китая собираются сделать акцент в период 2026–2030 годов.
Опасения относительно перенасыщения сегмента робототехники множеством китайских компаний при этом в 2025 году уже озвучивались отдельными частными инвесторами в КНР, высказывавших сомнения в том, что не все запущенные проекты в итоге смогут достичь стадии стабильных продаж.
В октябре в рамках форума французского университета INSEAD профессор Китайского университета Гонконга Ляо Мин задался схожим вопросом: "Нужно ли нам столько больших языковых моделей [искусственного интеллекта]? Нужно ли нам столько стартапов в робототехнике?" Эксперт отметил, что тенденции по чрезмерной или инволюнтной конкуренции ("нэйцзюань") вполне явно наблюдаются в данных секторах, однако, по его словам "тот, кто сможет выжить в этом процессе, станет очень сильным глобальным конкурентом". В рамках обсуждения было также отмечено, что Китай уже смог сформировать определенные конкурентные преимущества по производству двигательных и других компонентов антропоморфных роботов, стоимость которых составляет более половины от общих затрат на производство. В ИИМР ранее отмечали, что у Китая сформировалось определенное преимущество в производстве ряда систем в данной сфере робототехники.
Власти КНР также отчасти признали формирование ситуации, в которой в Китае в сегменте робототехники возникло большое количество конкурирующих друг с другом к компаний. В рамках пресс-конференции 26 ноября официальный представитель Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) Ли Чао отметила, что "гуманоидные роботы ещё не достигли полной зрелости с точки зрения технологий, моделей коммерциализации и сфер применения".
При этом чиновника заявила о том, что более половины из 150 компаний, производящих гуманоидных роботов в КНР – являются стартапами, что, по ее словам, "способствует развитию инноваций в секторе". Вместе с тем власти Китая, как было отмечено, "должны проявлять бдительность в отношении рисков наводнения рынка высоко идентичными продуктами и сокращения пространства для НИОКР".
Многие страны мира, в том числе развитые, предпочли бы столкнуться с подобной ситуацией чрезмерной конкуренции между множеством компаний, чем с отсутствием конкуренции и промышленных возможностей и компетенций в передовых технологиях. Страны, которые не будут развивать собственную промышленность или только имитируют ее развитие, в конечном итоге оказываются в зависимом положении от других государств. Китай явно не хочет оказаться в подобной зависимости от США и кого-либо еще и поэтому проблема "нэйцзюань" в робототехнике, БПЛА, электро- и гибридных автомобилях и ряде других отраслей, скорее всего, будет сохраняться.