Логотип нефтяной компании "Лукойл" на одной из ее автозаправочных станций
Власти США и ЕС с каждым новым принятием ограничительных мер демонстрируют, что рассчитывают на истощение России в украинском конфликте и, в том числе, стремятся продолжить давление на развивающиеся страны.
Новые ограничения в отношении российских компаний, объявленные 23 октября, стали очередным шагом западных стран против энергетической инфраструктуры РФ. Минфин США сообщил о внесении в санкционный список компаний "Роснефть" и "Лукойл", а также их дочерних предприятий. В руководстве ЕС заявили о решении прекратить с 2027 года импорт СПГ из РФ, а также заявили "о полном запрете сделок" с компаниями "Роснефть" и "Газпромнефть", санкциям также подверглись ряд китайских компаний.
Новые санкции со стороны Евросоюза коснулись 117 танкеров, которые в ЕС считают частью так называемого "теневого флота" РФ – в общей сложности, как отмечается, под санкциями ЕС находятся 557 танкеров. На фоне данных решений был отмечен существенный рост биржевой стоимости нефти. Фьючерсы на нефть марки WTI в ходе торгов четверга выросли на 5,5%, протестировав значения в $62 за баррель. Котировки нефти сорта Brent росли схожими темпами, прибавляя 5,4% вплоть до уровней выше $66 за баррель.
Власти Китая негативно отреагировали о новых санкциях ЕС и США, официальный представитель МИД КНР Го Цзякунь, в частности, заявил о том, что Китай "твердо отвергает незаконные односторонние санкции ЕС против китайских компаний в связи с ситуацией, связанной с РФ". Отвечая на вопрос о санкциях США против РФ он заявил, что "Китай выступает против односторонних санкций, для которых нет оснований в международном законодательстве или решениях Совета безопасности ООН".
При этом представитель МИД КНР в своем выступлении никак не прокомментировал покупки нефти Китаем российскими компаниями. Агентство Reuters со ссылкой на неназванные источники 23 октября сообщило о том, что китайские госкомпании PetroChina, Sinopec, CNOOC и Zhenhua Oil якобы "воздержатся от сделок с морской российской нефтью, по крайней мере, в краткосрочной перспективе из-за опасений в связи с санкциями". По данным источников Reuters, компания Unipec, торговое подразделение Sinopec, якобы уже прекратила закупки российской нефти после того, как власти Великобритании объявили о санкциях против "Роснефти" и "Лукойла".
Агрессивные действия и риторика со стороны властей ЕС в отношении РФ за последнее время в целом остаются без изменений. При этом стоит констатировать, что формальные попытки активизировать мирный процесс по Украине, которые наблюдаются с самого начала второго президентского срока Трампа, не привели к каким-либо конкретным результатам.
Так называемый "миротворческий" импульс со стороны администрации Трампа по украинскому конфликту был во многом вызван желанием руководства США ослабить позиции Китая за счет внесения раскола в отношения КНР и РФ. В рамках подобных обещаний нормализации американо-российских отношений с обеих сторон также озвучивались возможные проекты по сотрудничеству.
Однако решения администрации Трампа показывают, что выбор, по крайней мере, на текущей стадии украинского конфликта, сделан в пользу усиления экономического и финансового давления на РФ при продолжении участия США – напрямую и косвенно – в украинском конфликте на стороне Киева.
Власти США продолжают предоставлять разведывательную информацию Украине для нанесения ударов по территории РФ, в результате которых наносится экономический ущерб, и гибнут мирные граждане России. США также поставляют американские оружие, которое европейские страны оплачивают и поставляют киевскому режиму. Комментарии президента США о том, что "требуется минимум 6 месяцев, но обычно год для того, чтобы научиться применять" крылатые ракеты Tomahawk, также потенциально можно расценивать, как завуалированную угрозу поставить их Украине в течение данного срока – если в РФ не согласятся на урегулирование украинского конфликта под давлением США и ЕС.
Стоит напомнить основную цель, которая озвучивается в различных докладах американских разведывательных ведомств: противостояние и сдерживание Китая, экономический и, в перспективе, военный потенциал которого представляет наиболее серьезную угрозу для США. В более широком контексте власти США также предпринимает давление на развивающиеся страны в целом: Трамп неоднократно угрожал и уже применяет пошлины против стран БРИКС.
В рамках противостояния с Китаем в 2025 году администрация Трампа в реальных условиях провела моделирование блокады и опосредованного давления практически на весь импорт нефти в КНР. Формального нарушения цепочки поставок не произошло, но власти США продемонстрировали, что морской импорт нефти Китая из Ирана – а также, потенциально, из других стран Ближнего Востока через Ормузский пролив – может быть заблокирован. По ядерным, военным, а также гражданским объектам Ирана силами ВВС Израиля и США был нанесен ракетный удар, при этом США не только восстановили действие ранее отмененных санкций против Ирана в рамках ядерной сделки 2015 года, но и усилили их.
В отношении Венесуэлы, еще одного ключевого поставщика нефти в КНР, как отмечали в ИИМР, администрация Трампа также наращивает военное давление. По отдельным оценкам, власти США могут предпринять новую попытку смещения президента Венесуэлы Николаса Мадуро силовыми методами.
Новые санкции США против нефтяного сектора РФ также фактически нацелены против импорта российской нефти в Китай, с учетом крупного контракта "Роснефти" по нефтяным поставкам в КНР. Трубопроводные поставки нефти из РФ в КНР с большой долей вероятности останутся неизменными, но морской импорт может столкнуться с определенными трудностями.
По мере развития украинского конфликта со стороны США также продолжаются попытки давления на развивающиеся страны в целом. Торговые ограничения США против Индии, в том числе, были применены с целью заставить Нью-Дели под давлением полностью отказаться или сократить объемы импорта российской нефти.
Одним из косвенных подтверждений того, что у руководства США не все так хорошо, как заявляет Трамп, в плане убеждения Индии прекратить закупки российской нефти, потенциально является отказ премьер-министра Индии Нарендры Моди от посещения саммита АТЭС в Южной Корее, о котором сообщили индийские СМИ. Отсутствие Моди на саммите исключает возможность личной встречи Трампа с главой кабинета министров Индии.
Западные страны в последнее время также, как отмечалось, активизировали подготовку к использованию нового элемента давления на РФ: финансирование войны на Украине против России за счет прямого использования конфискованных ЗВР. В случае выделения Украине так называемого "репарационного кредита" за счет средств РФ имеет смысл не ограничиваться в очередной раз заявлениями и угрозами, а создать и задействовать механизм кредитования промышленности России за счет конфискованных средств и активов западных компаний.
Российской промышленности и экономике в целом в текущих условиях не помешала бы дополнительная поддержка – с учетом того, что экономика РФ, по официальным данным, фактически находится в состоянии стагнации с минимальными темпами роста. Согласно сведениям Росстата, рост промышленного производства за 9 месяцев 2025 года в России составил лишь 0,7%.
Многие промышленные предприятия РФ за последние месяцы либо уже приняли решение, либо собираются сократить объемы производства. Среди компаний, которые уже частично или полностью перешли на 4-дневную рабочую неделю: "Челябинский электрометаллургический комбинат", "Ростсельмаш", "Камаз", "ГАЗ", "Автодизель (Ярославский моторный завод), "Уралвагонзавод", ВСМПО-Ависма (с 1 декабря 2025 года) и ряд других.
В своих сопровождающих заявлениях компаний, которые вынуждены сокращать объемы производства, как ранее отмечали в ИИМР, прямо говорят о том, что одной из ключевых преград для роста производственной активности остается жесткая денежно-кредитная политика ЦБ РФ.
В условиях ужесточения внешнего давления РФ, так или иначе, придется более эффективно использовать собственные возможности. Председатель правления Сбербанка Герман Греф, выступая на заседании совета при президенте РФ 23 октября, признал, что власти в "последнее время так увлеклись борьбой с инфляцией, что немного подзабыли про экономический рост". По его словам, "перед страной стоит колоссальная задача сохранения темпов роста не ниже среднемировых". Греф при этом отметил, что темпы роста ВВП РФ в 2025 году составят "порядка 0,8%".