Мерседес в трущобах. Аргентина
В США продолжается процесс расслоения по доходам, американская экономика как никогда зависит от расходов наиболее обеспеченных людей.
Богатые становятся все богаче, бедные остаются бедными, доля среднего класса неуклонно сокращается – эти тенденции прослеживаются во многих развитых странах на протяжении не одного десятка лет. США являются одним из наиболее репрезентативных и характерных примеров продолжения процессов имущественного расслоения, с учетом доступных данных при наиболее крупной численности населения по сравнению с другими развитыми странами, а также активной роли американских финансовых властей в этом процессе.
Данные за последние годы и в целом за несколько десятилетий показывают, что в США усиливается концентрация богатства у наиболее обеспеченного слоя населения.
Рекордная зависимость экономика США от наиболее богатых
Разрыв в благосостоянии между 10% наиболее обеспеченных американцев и 50% наименее обеспеченных, по данным ФРС, в номинальном выражении увеличился с $11,73 трлн в 1989 году до $43,37 трлн в 2007 году и затем до $103,67 трлн в 2024 году.
Денежные накопления по группам населения в США
К настоящему времени между 10% наиболее обеспеченными американцами и 50% наименее обеспеченными образовалась, в буквальном смысле, финансовая пропасть в благосостоянии размером свыше $100 трлн.
Увеличение благосостояния наиболее обеспеченных американцев можно соотнести с рядом основных причин:
- Глобализация – крупные корпорации расширили свое присутствие на иностранных рынках и увеличили свои прибыли
- Низкие процентные ставки в США в начале 2000-х и отмена части прежних регулятивных норм, что в целом способствовало росту американского фондового рынка
- Программы покупки активов ФРС после финансового кризиса привели к опережающими темпам роста акций по сравнению с недвижимостью
Согласно оценкам данных ФРС Управлением Конгресса США по бюджету, в 2024 году 10% наиболее обеспеченных американцев контролировали 60% общего благосостояния США, при этом наименее обеспеченные владеют лишь 6%.
Продолжающийся рост благосостояния позволяет наиболее богатым американцам тратить больше в то время, как менее обеспеченные вынуждены сокращать свои расходы. По оценкам компании Moody’s, опубликованным в издании Wall Street Journal, в 2024 году 10% наиболее богатых американцев потратили почти столько же, сколько остальные 90%. Доля расходов наиболее обеспеченных 10% составила 49,7%, в 1989 году показатель составлял 36%.
Доля расходов потребителей по группам доходов в 1990-2024 гг
За 2020–2024 годы, по подсчетам Moody’s, расходы наиболее обеспеченных американцев в среднем выросли на 58%. Расходы наименее обеспеченных 80% за этот же период выросли на 25% – лишь немногим выше инфляции, составившей 21% за этот период в США. С сентября 2023 по сентябрь 2024 года 10% наиболее богатых увеличили свои расходы на 12%. За этот же период средний класс и менее обеспеченные американцы сократили свои расходы.
Частные потребительские расходы, по данным ФРС за декабрь 2024 года, составляют 68% от ВВП США. По оценкам Moody’s, расходы 10% наиболее обеспеченных американцев фактически отвечают за 1/3 от ВВП страны, при этом доля расходов среднего класса и менее обеспеченных граждан в ВВП продолжает снижаться.
Рост благосостояния наиболее обеспеченных американцев продолжается во многом за счет дальнейшего стоимости финансовых активов. По данным ФРС, 10% наиболее обеспеченных американцев владеют 89% акций компаний и долей во взаимных фондах. В Moody’s отмечают, что таким образом экономика США фактически впала в зависимость от продолжения роста стоимости акций. По словам главного экономиста Moody’s Analytics Марка Занди, он бы "не стал рассчитывать на долгосрочный экономический рост, если расходы [наиболее обеспеченных] зависят от рекордно высокой стоимости акций".
Богатые американцы богатеют благодаря ФРС
Довольно известный американский инвестор Стэнли Дракенмиллер, один из представителей класса наиболее обеспеченных американцев в интервью телеканалу CNBC в 2013 году признал, что программа "количественного смягчения" (quantitative easing, QE), которая была инициирована Федеральной резервной системой в качестве ответной меры на финансовый кризис, увеличивает стоимость акций и других финансовых активов, которыми владеет он и другие богатые инвесторы. По его словам, "это фантастика для каждого обеспеченного человека". Дракенмиллер также отметил, что это "крупнейшее в истории перераспределение богатства от среднего класса и бедных к богатым".
По многим оценкам, в том числе Дракенмиллера, покупка активов со стороны ФРС с целью поддержания стоимости фондовых активов после их обвала во время финансового кризиса – это пример действий в надежде на так называемый "эффект просачивания" (trickle down). Подорожание акций и увеличение доступного капитала у компаний, по замыслу ФРС, должно было "просочиться" дальше и привести к росту благосостояния менее обеспеченных граждан. В 2013 году Дракенмиллер отметил, что подобные ожидания не оправдались.
С учетом образовавшегося к 2024 году разрыва в $100 трлн между 10% самых богатых и 50% менее обеспеченных, можно говорить, что "просачивание" в данном контексте действительно означает, что американцам, не владеющим какими-либо финансовыми активами, действительно достались лишь капли или крохи по сравнению с гигантским увеличением благосостояния богатых американцев.
В 2017 году экс-глава ФРС Бен Бернанке, под руководством которого была запущена программа QE, попытался оправдаться уже в качестве "выдающегося члена" Брукингского института. Он отметил, что "одним из элементов критики QE является то, что эта программа якобы усиливает рост неравенства, в основном из-за ее эффекта на стоимости акций и других активов". Бернанке признал, что "разумеется, это правда, что более высокая стоимость акций означает более высокое неравенство в богатстве". Но при этом, по его мнению, "любое влияние, которое монетарная политика оказывает на неравенство, скорее всего, будет временным, по сравнению с силами развития технологий и глобализации, которые способствовали росту неравенства в США и ряде других развитых стран на протяжении многих десятилетий".
В Moody’s Analytics в 2021 году заявили о том, что в условиях низких процентных ставок благосостояние обеспеченных домохозяйств США увеличивается намного заметнее по сравнению с финансовым состоянием менее обеспеченных домохозяйств. Главный экономист Moody’s Analytics Марк Занди отметил: "Низкие процентные ставки увеличивают неравенство за счет роста благосостояния обеспеченных людей".
НКО ProPublica совместно с Washington Post в 2021 году опубликовали материал с утверждением о том, что действия ФРС усиливают имущественное неравенство в США. Основная причина – стоимость фондовых активов растет опережающими темпами по сравнению с ростом стоимости недвижимости.
Серьезный разрыв в повышательной динамике капитализации рынка акций США и подорожании недвижимости в период с 2007 по 2021 года, по данным индекса Wilshire 5000 и статистики ФРС, наметился сразу после принятия ответных мер ФРС на кризис 2008 года и – в очередной раз после объявления о новых мерах поддержки финансового рынка со стороны ФРС во время пандемии короновируса COVID-19.
Помимо действий ФРС свою роль в продолжении процесса обострения неравенства в США также сыграли ряд дополнительных факторов, а именно: легальные методы уклонения от уплаты налогов, которые могут себе позволить наиболее обеспеченные американцы, а также рост инфляции за последние несколько лет. В 2021 году НКО ProPublica опубликовала исследование на основе материалов Налоговой службы США.
В материале отмечается, финансовое состояние 25 наиболее обеспеченных американцев в период с 2014 по 2018 годы увеличилось на $401 млрд. За этот же период они заплатили налоги в США в размере всего $13,6 млрд, что равнозначно уплате налогов по ставке в 3,4%. Ряд бизнесменов смогли добиться уплаты налогов по еще меньшей ставке. В частности, за этот период Илон Маск заплатил налоги по ставке в 3,27%, Майкл Блумберг – 1,3%, Джефф Безос – 0,98%, Уоррен Баффетт – 0,1%.
За эти же годы финансовое состояние американцев среднего класса в среднем выросло на $65 тыс. Однако из-за этого, что основная доля в данном прироста пришлась на зарплаты, а не на финансовые активы, их налоги увеличились почти на такую же сумму – $62 тыс.
Фактор инфляции также содействовал продолжению процесса увеличения неравенства в США. По оценкам Moody’s, во время пандемии американцы смогли увеличить свои сбережения из-за меньших транспортных расходов, а также за счет ряда программ господдержки. К началу 2022 году размер данных "пандемийных" сбережений достиг $2,6 трлн. Однако затем начался заметный рост инфляции, который фактически "съел" большую часть сбережений многих граждан США.
10% наиболее обеспеченных американцев смогли сохранить свои дополнительные сбережения, которые к 2024 году составили $1,3 трлн. Остальные 90% менее обеспеченных американцев к 2024 году смогли сохранить лишь около $290 млрд от накопленных средств во время пандемии.
Фактор инфляции по-прежнему остается в силе и в 2025 году: по данным финансовой компании Primerica, опубликованным 31 января, 65% опрошенных американцев заявили о том, что их доходы отстают от роста стоимости жизни в США.
Неравенство стало влиять на политику в США
Имущественное расслоение ведет к заметным экономическим и политическим последствиям в США, усиливая зависимость экономики от дальнейшего роста фондового рынка, при этом одновременно обостряя политическую поляризацию мнений в стране. По данным, тема имущественного неравенства в США стала одним из ключевых факторов на президентских выборах 2024 года.
Дональд Трамп воспользовался данной ситуацией на выборах в ноябре 2024 года, пообещав сделать богатых еще богаче – в частности, за счет снижения налогов. Менее обеспеченным американцам он пообещал, что добьется снижения инфляции, темпы которой резко ускорились во время президентства Байдена.
Отдельные исследования говорят о том, что данный процесс в XXI веке в США продолжается благодаря решениям, которые принимаются с учетом интересов наиболее богатых американцев. Согласно оценкам исследования Принстонского университета и Северозападного университета, опубликованного в 2013 году, политический строй в США скорее соответствует олигархии, а не демократии. В работе отмечается, что "большинство американских граждан не имеют какого-либо влияния на политические решения, которые принимает наше правительство". При этом, "экономические элиты обладают довольно существенным влиянием на политику".
В данном контексте программы ФРС после финансового кризиса 2008 года, наиболее заметно отразившийся на благосостоянии самых богатых, а также рост роли наиболее обеспеченных бизнесменов в США, которые в 2025 году в лице Илона Маска фактически вошли в состав американского правительства являются звеньями одной цепи.