Власти КНР отреагируют более агрессивным образом в отношении США в случае введения новых импортных пошлин со стороны американских властей – в отличие от первого президентского срока Дональда Трампа.
Торговая война между США и Китаем фактически не прекращалась с момента введения первых импортных пошлин Трампом против КНР в 2018 году. Под предлогом ответных мер на "несправедливые торговые действия" со стороны китайских компаний, которые были якобы выявлены по итогам разбирательства Управления торгового представителя США, администрация Трампа применила серию импортных пошлин в отношении Китая.
Власти КНР отвечали принятием ограничений в таких же пропорциях, не увеличивая их объем в денежном эквиваленте. Были введены пошлины на поставки сельскохозяйственной продукции (соевых бобов), а также ряда других наименований американских товаров.
Один из аргументов со стороны Китая заключался в том, что "торговая война нанесет ущерб всем сторонам конфликта". По многим оценкам, в КНР фактически заняли выжидательную позицию, рассчитывая "пересидеть" администрацию Трампа и договориться о более выгодных условиях торговли со следующим руководством США. Вполне вероятно, что именно с таким расчетом в Пекине согласились заключить торговую сделку с Трампом, пообещав нарастить закупки определенных видов продукции США до $502,4 млрд к 2022 году. По оценкам Института международной экономики Петерсона, объем импорта американской продукции Китаем, касавшихся конкретных наименований товаров в рамках данного соглашения, составил лишь 58%.
Однако ожидания Китая в отношении каких-либо серьезных изменений вектора внешнеполитического курса США не оправдались – под руководством президента Байдена импортные пошлины Трампа в отношении КНР не только не были отменены, но и дополнены новыми мерами. Новые импортные пошлины в отношении КНР были объявлены в мае 2024 года в диапазоне от 25% до 100% по различным товарным наименованиям – полупроводникам, электромобилям, электрическим батареям и их компонентам, солнечным панелям, сталелитейной и алюминиевой продукции, медицинским товарам и ряда других товаров. По отдельным видам товаров, в частности, полупроводникам и электромобилям, пошлины уже вступили в силу, введение других пошлин запланировано на 2025 и 2026 годы.
При этом еще до завершения своего президентского срока Байден применил больше санкций в отношении Китая, чем Трамп. По данным аналитического центра Center for a New American Security, по состоянию на начало сентября 2024 года, под руководством Байдена США объявили о санкциях в отношении 432 физических лиц и 412 компаний Китая. За время президентства Трампа в санкционный список США попали 216 физлиц и 259 компаний. Наибольшее число китайцев (171 человек) подверглись санкциям Байдена "за сотрудничество с Россией". В качестве предлога для санкций в отношении компаний со стороны уходящего президента наиболее распространенным стала "модернизация армии Китая".
Уже после президентских выборов, на финальной стадии своей работы администрация Байдена еще больше усилила санкционное давление в отношении КНР. В начале декабря 2024 года американские власти расширили список продукции, которую компаниям США запрещено продавать в Китае, включив в нее компьютерные чипы и микросхемы памяти с высокой пропускной способностью. 11 декабря было также объявлено о повышении импортных пошлин до 25% и 50% в отношении ряда компонентов солнечной панелей.
Ряд действий со стороны властей Китая – как в рамках ответных мер на санкции и пошлины Байдена, так и в виде решений, не связанных с ограничениями США, – могут послужить примером того, как Пекин будет реагировать на действия Трампа по ужесточению торговой войны с КНР.
Ограничение поставок ключевых видов сырья
В США уже давно опасались того, что Китай постарается использовать свое преимущество в сфере редкоземельных металлов. В декабре 2024 года Китай сделал первые шаги в данном направлении – министерство торговли КНР объявило о запрете на экспорт в США галлия, германия, сурьмы, а также ряда тугоплавких материалов, которые используются в производстве полупроводников, оптических кабелей, приборов ночного видения и другой продукции двойного назначения. Формально это не редкоземельные металлы, но, по сути, в Пекине дали понять, что готовы ограничивать доступ для американских компаний к этим и другим элементам сырья, необходимого для производства ряда критически важной продукции.
Ответные санкции
В 2021 году власти КНР приняли так называемый "закон о запрете иностранных санкций". Данный антисанкционный механизм на законодательном уровне позволяет Китаю вносить физлица и компании в "список противодействия" в связи с подозрениями в отношении них о "возможном вмешательстве во внутренние дела Китая, которые идут вразрез с международным законодательством и базовыми принципами международных отношений".
Вполне вероятно, что данный закон будет активно применяться при обострении торгового конфликта в США.
Потенциальным примером возможного применения данного закона является расследование властей КНР в отношении компании PVH Corp, в том числе владеющей торговыми марками Tommy Hilfiger и Calvin Klein. Разбирательство были инициировано из-за объявленного компанией бойкота покупки хлопка из провинции Синьцзян – США регулярно используют тему происходящих нарушений прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе для различных обвинений в адрес Китая.
Антимонопольное разбирательство в отношении корпорации Nvidia, объявленное 9 декабря в связи с приобретением компании Mellanox, в зависимости от итогов расследования также может стать примеров ответных санкций КНР в отношении США.
За последние несколько месяцев Китай также объявил о санкциях в отношении американских компаний в оборонной сфере. В сентябре Пекин объявил о санкциях в отношении 9 американских компаний за поставки оружия Тайваню, данные ограничения коснулись таких компаний как Sierra Nevada Corporation, S3 Aerospace и ряда других. В октябре Китай ввел санкции в отношении компании Skydio, крупнейшего в США производителя беспилотных летательных аппаратов. В начале декабря 2024 года санкциям подверглись еще 13 американских компаний, в том числе Kratos Unmanned Aerial Systems, BRINC Drones, HavocAI и ряд других – также за участие в поставку оружия Тайваню.
Диверсификация торговли
Американский рынок все еще являлся крупнейшим для Китая в плане экспортных поставок по сравнению с другими странами. Но в региональном, а не страновом масштабе Европа и Азия являются не менее значимыми для КНР. Более того, доля экспорта Китая на рынки АСЕАН – т.е. не во все страны Азиатско-тихоокеанского региона, а лишь в 10 стран, входящих в данное объединение – за первые 3 квартала 2024 года превышала долю экспорта КНР в США, составляя 16% и 15%, соответственно.
Доля экспорта Китая в ЕС за 9 месяцев 2024 года составила 13%. Китайские компании и власти КНР уже предпринимают активные меры по увеличению объемов торговли с государствами Латинской Америки и, в частности, с Бразилией, а также странами Ближнего Востока.
Ослабление котировок национальной валюты
Одним из вариантов смягчений последствий новых импортных пошлин со стороны США может стать снижение котировок юаня. Предложение отменить привязку курса юаня к доллару и провести " временный перевод обменного курса юаня в корзину неамериканских валют" было, в частности, опубликовано китайским аналитическим центром China Finance 40 Forum.
Крупные финансовые компании США, Великобритании, Франции, Японии и Австралии также ожидают, что курс юаня по отношению юаня к концу 2025 года будет ниже текущих значений – данные прогнозы в конце ноября были опубликованы телеканалом CNBC на новостном портале компании.
Дальнейший акцент на развитии собственной экономики
Одной из основной ответной мерой КНР, которая на протяжении многих последних лет является ключевым элементом развития Китая, является акцент на внутреннем рынке. Речь идет не только о промышленном развитии страны, создании собственных производственно-технологических компетенций, но и в целом повышения уровня жизни, увеличения заработной платы граждан.
Власти КНР уже объявили и скорее всего объявят о новых мерах поддержания экономики страны в 2025 году, в том числе в виде повышения госрасходов и увеличения дефицита бюджета.
При этом финансовые власти Китая – по сравнению с рядом других развивающихся стран – принимают активное, а не пассивное или даже негативное, участие в стимулировании внутреннего рынка – как за счет использования традиционных инструментов денежно-кредитной политики в виде снижения процентных ставок, так и с применением новых мер и более активным поддержанием инвестиционного спроса на активы – в данном случае речь идет о том, что Банк Китая уже фактически начал тестировать различные варианты программы покупки активов.