Угроза старения и долгосрочного снижения численности населения Китая привела к резкой смене приоритетов в демографической политике страны. Однако новые меры господдержки семей, одобренные после нескольких десятилетий ограничения рождаемости, пока не привели к желаемым результатам.
Пониженные уровни рождаемости, старение населения и общее снижение численности населения на сегодня входят в числе наиболее острых проблем, которые вынуждены решать многие страны мира.
Для властей Китая изменение демографических тенденций в целом может стать одной из наиболее сложных задач, которую им придется решать в XXI веке. В стране уже проявляются первые симптомы демографического кризиса, которые со временем могут только усилиться.
Снижение численности населения КНР
Китай уже уступил Индии первое место в мире по общей численности населения, которое занимал с 1950 года. По оценкам ООН, в апреле 2023 года, население Индии оценивалось в 1,427 млрд человек. Население Китая, по информации Национального бюро статистики КНР, по итогам 2022 года составило 1,411 млрд человек.
Данные за 2022 год в целом стал переломным в плане численности населения КНР: показатель снизился на 850 тысяч человек. Для Китая это стало первым сокращением населения за более чем 60 лет. В 2023 численность граждан страны вновь упала: по данным официальной статистики КНР, было отмечено снижение на 2,08 млн до 1,409 млрд человек.
Текущие прогнозы предполагают продолжение данной негативной тенденции с довольно мрачными цифрами по итогам XXI века. Согласно оценкам ООН, опубликованным в июле 2024 года, население Китая может сократиться до 1,221 млрд человек к 2054 году. К 2100 году прогнозируется падение общей численности граждан КНР до значений в диапазоне от 770 до 638 млн человек.
Негативные тенденции
За последние несколько лет в Китае в целом обострились негативные тенденции по рождаемости и смертности. Рождаемость упала с 14,7 млн детей в 2019 году до 9,02 млн детей в 2023 году. Смертность за тот же период выросла с 9,98 млн до 11,1 млн человек.
Показатель смертности в Китае в целом в 2023 году достиг наиболее высокого значения с 1974 года. При этом уровень рождаемости в 9,02 млн детей для страны стал наиболее низким с 1949 года.
По оценкам ООН, по состоянию на 2024 год Китай в целом вошел в группу государств, в которую также входят Италия, Испания, Южная Корея и ряд других стран, в которых наблюдаются "ультра-низкие" уровни рождаемости с усредненным показателем рождаемости в 1,4 ребенка на одну женщину.
Число браков в Китае за последние годы также заметно сокращается. По статистике Министерства гражданских дел КНР, за первые 3 квартала 2024 года в стране было заключено 4,74 млн браков – на 16,6% ниже, чем за аналогичный период 2023 года. Общее число браков по итогам года, как ожидается, может составить примерно 6–6,59 млн. Для Китая это рекордно низкое число браков с 1980 года.
Данные цифры можно было бы попытаться объяснить негативными последствиями пандемии короновируса в 2019–2020 годах. Однако в показателях смертности, рождаемости и количества заключенных браков в КНР наблюдаются устойчивые тенденции по снижению на протяжении многих лет, сформировавшиеся задолго до COVID-19.
Последствия "Одной семьи – одного ребенка" и урбанизации
Численность граждан КНР в возрасте старше 60 лет в 2023 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом, составив 296,9 млн человек. Люди старше 60 лет в 2023 году уже составили более 21% от общего населения Китая. Число граждан КНР старше 65 лет составило 217 млн человек или около 15,4% от общей численности населения страны. К 2035 году количество китайцев в возрасте 60 лет, как ожидается, превысит 400 млн человек и составит более 30% от населения. Доля пожилых людей в Китае к 2054 году, по прогнозам ООН, может достичь почти 40% от общего населения страны.
Низкие уровни рождаемости и процессы старения населения, как уже отмечалось, преследуют многие страны мира. Во многом эти процессы связаны с "осовремениванием" населения стран, когда при переезде из сельской местности в город меняется целый ряд факторов, от стоимости жизни до менталитета людей. Однако для Китая проблемы в демографии в настоящий момент обострились из-за того, что помимо процессов урбанизации в стране на протяжении почти 40 лет на официальном уровне проводился курс по ограничению рождаемости.
Меры по ограничению размеров семьи в руководстве Китая начали обсуждаться еще в конце 1940-х годов – по мере роста населения страны. Без принятия каких-либо законодательных ограничений в данной сфере численность населения КНР за 30 лет почти удвоилась: с 540 млн человек в 1949 году до 969 млн человек в 1980 году.
В 1979 году в стране была введена программа на добровольных началах, согласно которой гражданам КНР рекомендовалось иметь не более 2 детей. В сентябре 1980 года КПК под руководством председателя Дэна Сяопина официально опубликовало новые нормы, предписав гражданам придерживаться курса "Одна семья–один ребенок".
В рамках проведения данной госполитики за рождение в семье второго ребенка и последующих детей граждане должны были выплачивать штраф. Без оплаты штрафа вторые и последующие дети не могли быть официально зарегистрированы, не могли получать доступ к системе социального обеспечения и образования.
От одного ребенка – к трем
По мере изменения оценок демографических тенденций и сокращения рабочей силы власти КНР приняли решение отказаться от подхода "Одна семья – один ребенок". При этом вектор действий и поспешность, с которой руководство Китая начало модифицировать демографическую политику показывают степень серьезности данной проблемы для КНР.
В 2013 году семьям в КНР было разрешено иметь второго ребенка без каких-либо штрафов при условии, если один из родителей был единственным ребенком в семье. В январе 2016 года в Китае был принят закон, официально разрешающий всем женатым семьям завести второго ребенка. В октябре 2017 года к властям на региональном уровне во многих провинциях Китая поступило обращение со стороны КПК с требованием смягчить правила по трудоустройству – до этого китайские компании могли согласно установленным нормам увольнять сотрудников, у которых были "лишние" дети.
В июне 2021 года в Китае фактически произошел переход от "Одной семьи – двое детей" к госполитике по стимулированию рождения третьего ребенка. Официально о принятии мер "по адаптации к новым изменениям в структуре населения и требования высококачественного развития" было объявлено в июле 2021 года.
В рамках мер по поддержке увеличения численности семей в Китае выплачивают пособия по рождению второго и третьего ребенка. Размер пособий на третьего ребенка в различных провинциях страны может втрое превышать выплаты за рождение второго ребенка – в ряде регионов КНР речь идет о суммах в 10 000 и 30 000 юаней, соответственно. Семьям с детьми в возрасте до 3 лет полагаются определенные налоговые вычеты. Для сотрудниц в компаниях предполагаются повышенные сроки отпусков по беременности – для первого, второго и третьего ребенка. При этом, отгулы при рождении детей в компаниях КНР также полагаются и мужчинам.
Инерция проблемы и/или проблемы современности?
Власти КНР вынуждены решать проблему демографии в намного более сложных условиях, чем в других странах. Китай не может рассчитывать на компенсацию сокращения численности населения за счет иммиграции, скорее, наоборот, – в КНР на протяжении многих лет наблюдаются эмиграция, выезд за пределы страны с получением гражданства в других государствах.
Уровень урбанизации Китая за период с 1980 по 2016 год – пока в стране официально действовала политика "Одна семья–один ребенок" – вырос в три раза – с 19,4% до 58,8%. В 2023 году показатель урбанизации составил 66,2% и, по прогнозам, достигнет 75–80% к 2035 году.
По данным ряда исследований, в частности, опубликованной в 2023 году работе профессоров Сианьского университета Цзяотуна "Намерения по рождению второго ребенка среди женщин в городах Китая", проживание и работа в городской среде в целом не способствует желанию у женщин иметь больше детей. В материале в частности, отмечается: "Чем более экономически развитым является город, тем ниже желание женщин иметь детей".
Тем самым, власти КНР фактически пытаются "плыть против течения", когда при фактическом продолжении процессов урбанизации, что влечет за собой рост не только рост доходов, но и расходов для граждан, и изменении менталитета людей, в стране предпринимаются меры по увеличению рождаемости.
С момента отказа официального отказа от государственной политики "Одна семья – один ребенок" в Китае прошло уже почти 9 лет, однако, несмотря на меры по стимулированию рождаемости, показатели, наоборот, снижаются.
Проблемы КНР по стимулированию рождаемости – даже с учетом национальной особенности страны в виде проведения многолетнего курса по ограничению рождаемости – показывают, что в данном вопросе нельзя просто нажать какой-то "переключатель" и добиться нужного властям результата.
Схожие проблемы присутствуют во многих других странах, и в частности в России. Наблюдается явно пониженная эффективность государственных мер. Увеличить рождаемость не получится одним только нажатием "бюджетных кнопок" в виде выплат по рождению детей. Необходимо обеспечить реализацию целенаправленной и долгосрочной стратегии, комплекса мер в сфере доступности жилья, доступных ипотечных кредитов, гарантий занятости. При этом эффект от реализации такой демографической программы, скорее всего, проявится далеко не сразу.
Краткосрочной альтернативой подобным действиям для стран вне примера Китая может стать попытка восполнения численности коренного населения за счет миграционных потоков. Но в долгосрочной перспективе опора только на мигрантов будет чревата обострением напряженности по национальному и религиозному признаку, и фактически равнозначна провалу демографической политики.