«Охлаждаются» ли российско-китайские отношения?

Россия. Москва. Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин

Информация насчет «резкого охлаждения» отношений между лидерами России и КНР, на основании не сделанного нами китайцам звонка – мягко говоря, выдумки.

У России полный карт-бланш от Китая на миротворческие контакты с США. Из заявления Дин Сюэсяна (член Посткома Политбюро ЦК КПК, [первый] вице-премьер Госсовета КНР) на ПМЭФ-2025 в июне:

Китай приветствует восстановление контактов между Москвой и Вашингтоном. …Россия и США — это ведущие мировые державы и постоянные члены Совбеза ООН и ненормально, если у них нет контактов. Восстановление их взаимодействия полезно для всего мира, поскольку содействует стабилизации международной ситуации и восстановлению мировой экономики. …Дружественное сотрудничество между нашими странами развивается очень успешно. Оно основано на принципе взаимной выгоды, это отвечает исторической логике и культурным традициям двух стран и стратегическим интересам двух стран. Китайско-российская дружба не подвержена влиянию извне и не направлена против какой-либо третьей страны.

 

Такое же мнение у китайской политической науки. Гао Чжикай (Виктор Гао), замдиректора пекинского Центра изучения Китая и глобализации (CCG):

Хотя улучшение отношений между США и Россией может оказать некоторое влияние на российско-китайские отношения, но оно вряд ли приведет к фундаментальным изменениям в краткосрочной перспективе.

На наш взгляд, во-первых, звонка после Аляски не было потому, что был разговор Владимира Путина и Си Цзиньпина перед Аляской, где обо всем поговорили. Логика подсказывает, что условились обсудить в Пекине (с 31 августа по 3 сентября Владимир Путин приедет с визитом в Китае). Поговорить есть о чем и, видимо, многое – «не телефонный разговор».

Во-вторых, с Моди и Силвой разговор был по открытой теме; их волнуют тарифные санкции США, которые они получили перед Аляской. Это тактический вопрос, а с Китаем в повестке – стратегические вопросы.

В-третьих, вряд ли случайно именно сейчас появилась информация, по крайней мере, об одной секретной ракетной базе КНА поблизости от границы с Китаем. Такая дислокация делает уничтожение таких баз рискованным в контексте конфликта с «большим соседом». Это показывает сохранение высочайшего уровня доверия между Пекином и Пхеньяном, опровергая измышления про аналогичное «охлаждение» из-за сотрудничества КНДР с Россией.

Китай и сам завершает строительство позиционного района МБР шахтного базирования в Синьцзяне и Внутренней Монголии, у самых границ России. С военной точки зрения это означает, что, скорее всего, к защите и обороне этих китайских позиционных районов могут привлекаться российские системы ПРО/ПВО, способные решать эту задачу с российской территории.

Награждение Ким Чен Ыном своих генералов, отличившихся на Украине, - тоже из этой же «серии».

В-четвертых, показательно: именно сейчас, на фоне российско-американских контактов, возникла тема задержания (с последующим отстранением от должности) всего руководства международного отдела ЦК КПК (заведующий – Лю Цзяньчао, его заместительница – Сунь Хайянь). Взяли в аэропорту по прибытии из зарубежной командировки.

Задержание прошло 30 июля, а обнародовал информацию, слив ее в западные СМИ, Пекин только 10 августа, как только стало известно об Аляске. Имеется информация, что Лю пострадал за визит в США в январе прошлого года, где позволил себе обсуждать с Блинкеном, Файнером и другими сближение России и КНДР. Сам Лю – из «комсомольцев» (потомственные хунвэйбины), возглавлял организацию КСМК китайского МИДа. В Китае сейчас идет интенсивная подготовка к «политической» повестке пленуму ЦК, который будет в октябре (дата была объявлена на заседании Политбюро в один день с задержанием Лю Цзяньчао).

В-пятых, на «Диалоге Шангри-Ла» (азиатский аналог Мюнхена в Сингапуре), куда Китай в этом году послал второстепенную делегацию, Макрон прямо предъявлял Пекину претензии за участие КНДР на Украине («Если Китай не хочет НАТО в Азии, пусть уберет северокорейцев из Европы»). Ответа из Пекина не было.

По совокупности этих факторов, имеет смысл рассуждать не об «охлаждении» отношений, а о формировании полноценного треугольника Москва – Пекин – Пхеньян, где КНДР – потенциальный политический центр, равно приближенный к России и Китаю.

В российско-китайских отношениях очень многое стоит на личных отношениях лидеров, история которых начинается в марте 2010 года, когда Владимир Путин был премьером, а Си Цзиньпин – зампредом КНР в статусе «преемника» Ху Цзиньтао.

Ряд иностранных СМИ (британская Times, японская Kyodo, др.), начиная с конца июля, эксплуатируют тему тройственной встречи в Пекине 3 сентября с участием Трампа. Западные эксперты подчеркивают, что китайский официоз никак это не подтверждает, но и не опровергает – хранит многозначительное молчание. Еще были утечки, что на Аляске, когда обсуждался вопрос о гарантиях Украине в случае завершения конфликта, американская сторона назвала Британию и Францию, а российская – Китай. Косвенно это подтвердил после Аляски Рубио, отметивший, что речь шла не только о «европейских», но и о «неевропейских» странах. Подтвердил и Зеленский, устроив истерику на тему «Почему не Китай в гарантах?»:

Во-первых, Китай нам не помог остановить эту войну с самого начала. Во-вторых, Китай помог России, открыв рынок дронов. Третье, здесь вопрос даже не о присутствующих военнослужащих. Речь идет о Будапештском меморандуме. Китай был среди его подписантов, он не сделал ничего, когда был оккупирован Крым. Именно поэтому нам не нужны гаранты, которые не помогают Украине, и не помогали Украине в тот момент, когда нам действительно это было нужно после 24 февраля.

То, что на 3 сентября варианты могут быть самые разные, включая совсем неожиданные, подтверждает следующая стенограмма мидовского брифинга в Пекине:

Синьхуа: В последнее время мы наблюдаем развитие новых событий в украинском кризисе. Какова позиция Китая по текущей ситуации? Какими вы видите перспективы урегулирования кризиса? Какого мирного соглашения вы надеетесь достичь?

Позиция Китая по украинскому кризису последовательна и ясна. Китай не является ни зачинщиком, ни участником украинского кризиса. Однако с самого первого дня кризиса Китай занимает объективную и беспристрастную позицию и неизменно содействует миру и диалогу. «Четыре принципа» председателя Си Цзиньпина:

- уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран,

- соблюдение целей и принципов Устава ООН,

- рассмотрение законных интересов всех стран в сфере безопасности,

- поддержка всех усилий, способствующих мирному урегулированию кризиса.

 

В нынешних обстоятельствах они становятся еще более важными и актуальными.

Мы также направили специальных посланников для проведения нескольких раундов челночной дипломатии и инициировали создание Группы «Друзей мира» по украинскому кризису в ООН, выступая с объективной и беспристрастной позицией, содействуя миру и диалогу. Китай готов продолжать играть конструктивную роль в политическом урегулировании кризиса в соответствии с пожеланиями заинтересованных сторон и взаимодействуя с международным сообществом.

EFE (Испания): Учитывая, что в начале сентября ожидается визит президента Путина в Китай для участия в саммите ШОС и 80-летии Победы во Второй мировой войне, возможна ли встреча глав России и Украины в Китае?

Мы не отвечаем на вопросы, носящие предположительный характер.

Reuters: После саммита президентов США и России на Аляске Путин пообщался с лидерами Индии, Бразилии, Беларуси, ЮАР и ряда стран Центральной Азии. Ожидается ли в ближайшее время телефонный разговор китайского лидера с Путиным?

Главы государств Китая и России поддерживают постоянные каналы связи. Что касается вашего конкретного вопроса, у меня нет информации.

Reuters: В продолжение встречи лидеров США и России на Аляске, готов ли Китай предоставить гарантии безопасности в любой форме мирного соглашения между Россией и Украиной?

Мы не отвечаем на вопросы, носящие предположительный характер.

Если суммировать, то: вопросы западных СМИ отражают те слухи, которые ходят на Западе; ответ на эти слухи китайской стороны: «Дыма без огня не бывает». Это говорит не об «охлаждении», а об интриге.

 

Какие на самом деле проблемы в Китае, которые затрагивают российско-китайские отношения?

Во-первых, задержание Лю Цзяньчао (вместе с замом) перед пленумом обезглавливает целый отдел ЦК, выключая его из борьбы вокруг партийной «генеральной линии». Пострадавшая сторона – «комсомольцы», и тот факт, что Лю в Вашингтоне обсуждал Россию и КНДР – отражает позицию «комсомольской» оппозиции, которая – за приоритетное развитие отношений с США.

Если бы у Путина и Си Цзиньпина действительно «охлаждались» бы отношения, вряд ли Лю кто-нибудь тронул, ибо нужен был бы противовес «пророссийской партии», которую Си и возглавляет. Он представляет северные элиты, которые, в отличие от южных, являются носителем континентального, северного геополитического вектора, а не морского, южного. Смена вектора невозможна без отставки Си. На пленуме одним из вопросов будет прикидка на новый состав Политбюро и Посткома по итогам XXI съезда (октябрь 2027 г.); устранение Лю Цзяньчао (который активно претендовал на то, чтобы заменить Ван И в МИДе) – шаг к дальнейшему укреплению позиций Си, который продолжает беспрецедентную чистку в армии, сейчас такая чистка, как видим, начинается и в ЦК.

Во-вторых, «преемник» на горизонте не просматривается (эта позиция – зампред КНР в ранге члена Посткома Политбюро). Зампреды уже третий срок в Постком не входят – ни Лю Юаньчао, ни Ван Цишань, ни Хань Чжэн; напротив, то, что Хань Чжэн – из «комсомольцев», делает его раскольником «комсомольской партии», присягнувшим Си, несмотря на собственный вылет из Посткома (в прежнюю каденцию он входил в него в ранге первого вице-премьера при Ли Кэцяне).

Напоминаем информацию от сентября 2022 года. За месяц до XX съезда КПК, западные СМИ стали писать о якобы подготовке переворота в Китае. После этого в Пекин полетел Николай Патрушев, его немедленно принял Си Цзиньпин (проходили утечки, что он привез наши данные по потенциальным организаторам). После этого на съезде «комсомольская» оппозиция подверглась беспрецедентному разгрому. Ху Чуньхуа даже не вошел в Политбюро, не говоря уж о Посткоме (из-за этого количество членов Политбюро уменьшили на одну единицу – с 25-ти до 24-х).

Наверх