Мировой спрос на нефть резко замедляется в четвертом квартале 2023 года, и страны, не входящие в ОПЕК+, смогут удовлетворить весь рост потребления, ожидаемый в следующем году, заявило накануне Международное энергетическое агентство (МЭА).
В своем регулярном обзоре ситуации на рынке энергетическое агентство дало понять, что сочетание вялого международного спроса и растущего предложения со стороны стран, не входящих в ОПЕК+, таких как США, будет продолжаться.
Эти факторы уже привели к тому, что цены на нефть потеряли больше 20% с сентябрьских пиков, а доля ОПЕК+ на рынке снизилась, по оценкам МЭА, до 51%, минимума с 2016 года — момента образования расширенного форма объединения производителей.
МЭА заявило, что спрос по итогам 4 квартала будет почти на 400 тысяч баррелей в день ниже, чем оно ожидало в ноябре.
Агентство также отметило, что рекордные поставки из США и рост добычи таких производителей, как Гайана и Бразилия, приведут к увеличению поставок нефти из стран, не входящих в ОПЕК, на 1,2 млн баррелей в сутки в 2024 году, что превышает прогноз роста спроса на 1,1 млн баррелей в сутки.
Страны ОПЕК пока не готовы признать заметное охлаждение спроса. В декабрьском обзоре нефтяного рынка организация прогнозирует, что глобальный спрос на нефть вырастет на 2,2 млн баррелей в сутки, причем 2 млн из которых придутся на Китай, Индию и другие страны, не входящие ОЭСР. Например, в ОПЕК ожидают, что запуск только одного НПЗ в Китае в Шаньдуне увеличит спрос на сырую нефть на 400 тысяч баррелей в сутки.
Дополнительные добровольные ограничения со стороны некоторых стран ОПЕК+ будут действовать до марта 2024 года. Однако то, как долго производители Ближнего Востока смогут продолжать эту стратегию, является открытым вопросом. Потеря доли рынка не останется незамеченной странами ОПЕК+ и, в частности, Саудовской Аравией, которая взяла на себя существенную часть работы по сокращению добычи. Отсрочка на неделю заседания Объединенного министерского мониторингового комитета, высшего органа ОПЕК+, официально уполномоченного обсуждать и обеспечивать соблюдение квот на добычу среди членов группы, отражает, насколько трудными были переговоры.
Запросы на пересмотр базового уровня добычи для нескольких африканских членов также являются фактором неопределенности, который может сыграть свою роль в 2024 году. В частности, на прошедшем заседании было принято решение провести независимую оценку тремя компаниями-консультантами по разведке и добыче производственных планов и целевых показателей Анголы, Конго и Нигерии на 2024 год. Они хронически не выполняют свои производственные целей.
Свою роль может сыграть и геополитический фактор. В своих официальных заявлениях члены ОПЕК+ выступают против войны Израиля в секторе Газа, причем Кувейт, Алжир и Иран больше всего обеспокоены конфликтом. Иран призывал к полному и немедленному нефтяному эмбарго в отношении Израиля, но министр нефти Саудовской Аравии заявил, что только ситуация со спросом и предложением на рынке, а не политические соображения, будут определять решения ОПЕК+.