Банкноты стран БРИКС
Исследование «Социальное благосостояние и размеры правительства» авторов Хавьера Андреса, Эдуардо Бандреса, Рафаэля Доменеча и Марии Долорес Гадеа Ривас изучает, как государственные расходы в процентах от ВВП (в исследовании этому определению дан термин «размеры правительства») влияют на экономический рост и социальное благосостояние в 36 странах ОЭСР за последние 60 лет.
Авторы использовали эконометрические подходы, включая линейные и нелинейные спецификации, для тестирования двух гипотез. Линейные модели оценивали прямое влияние размеров правительства на рост ВВП на душу населения и социальное благосостояние, предполагая возможное негативное воздействие. Нелинейные модели искали перевернутую U-образную связь, предполагая, что умеренные расходы полезны, а избыточные — вредны. Методы включали локальные проекции и проверки устойчивости, с учетом факторов, таких как качество управления, продуктивные расходы и уровень государственного долга. Размеры правительства измерялись как доля государственных расходов в ВВП, что является стандартным показателем в экономике.
Социальное благосостояние в исследовании рассматривается как более широкий показатель, включающий не только рост ВВП на душу населения, но и другие аспекты, влияющие на качество жизни, такие как доступ к общественным благам. Хотя точное определение не дано, контекст указывает на его связь с экономическим ростом и государственными расходами.
Результаты частично поддержали первую гипотезу: линейные модели показывают, что увеличение размеров правительства негативно влияет на оба показателя — рост ВВП на душу населения и социальное благосостояние. Этот результат стабилен при различных эконометрических подходах и проверках устойчивости, что подчеркивает его надежность. Например, увеличение расходов сверх определенного уровня связано с неэффективностью и искажениями, такими как снижение экономических стимулов.
Вторая гипотеза получила еще более сильную поддержку: нелинейные модели выявили перевернутую U-образную связь. Конкретно, государственные расходы до 35-40% ВВП положительно влияют на рост и благосостояние, обеспечивая финансирование важных общественных благ, таких как здравоохранение и образование. Однако, если расходы превышают этот порог, эффект становится негативным, что объясняется неэффективностью расходования средств, ростом бюрократии и снижением продуктивности.
Интересным моментом является роль качества управления: в странах с высоким качеством правительства, продуктивными расходами и низким уровнем долга положительные эффекты умеренных размеров правительства сохраняются дольше. Это подчеркивает, что не только объем расходов важен, но и то, как они управляются. Например, страны с эффективным государственным сектором могут поддерживать более высокие уровни расходов без негативных последствий.
Таким образом, можно сделать вывод, что фискальная политика должна сосредотачиваться не только на количестве государственных расходов, но и на их качестве и управлении. Хорошо управляемое правительство, даже с большими размерами, может максимизировать социальное благосостояние, в то время как избыточные расходы без эффективного управления вредят экономике.
Исследование подчеркивает сложность баланса между размерами правительства и его влиянием на экономику и благосостояние. Оптимальный уровень расходов около 35-40% ВВП, подтвержденный данными из 36 стран ОЭСР, предлагает практическое руководство для фискальной политики, подчеркивая важность эффективного управления.