Пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая: итоги и мир вокруг

Четвертый пленум Центрального комитета Коммунистической партии Китая 20-го созыва в Пекине

В Китае завершился IV пленум ЦК КПК 20-го созыва. Центральным вопросом была XV пятилетка, которая начинается в 2026 году.

Официальные документы пленума:

  • итоговое Коммюнике;
  • утвержденные пленумом «Предложения ЦК КПК по разработке 15-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития» (докладывал Си Цзиньпин).

Важнейшей частью пленума стали кадровые перестановки, точнее, чистки, которые приняли обвальный характер. Напрашиваются параллели с нашим XVII «съездом победителей» (1934 г.), из делегатов которого к следующему XVIII съезду (1939 г.) 55% были арестованы (в том числе 43% расстреляны). Это говорит об остроте внутрипартийной борьбы, которая тех масштабов пока конечно же не достигла, но движется по нарастающей.

На прошлогоднем III пленуме из ЦК убрали 4-х: экс-главу МИД и троих военачальников. Сейчас статистика такая. Из 205 членов и 171 кандидата в члены ЦК в пленуме приняли участие 168 и 147 человек соответственно – 82%; практически пятая часть отсутствовала. По военным все еще масштабнее: из 42 членов ЦК – генералов – отсутствовали две трети – 27 человек, причем, 8 официально уволены и исключены из партии, а по остальным информации нет.

Среди отсутствующих:

  • все командующие и политкомиссары всех родов войск, кроме ВВС;
  • все руководители отделов Военного совета Центрального Комитета Коммунистической партии (ЦВС), за исключением начальника Генеральнорго штаба – там это «Объединенный штаб ЦВС»; в ЦВС вообще остались 4 члена из 7-ми, причем, убрали 4-х, а одного вновь кооптировали (нового начальника ОШ).

Для наглядности – состав ЦВС по итогам съезда КПК (октябрь 2022 г.) и установочной сессии ВСНП (март 2023 г.):

Си Цзиньпин – председатель;

Чжан Юся – первый зам;

Хэ Вэйдун – просто зам;

Члены:

Лю Чжэньли (ОШ);

Мяо Хуа;

Ли Шанфу;

Чжан Шэнминь.

После этого пленума:

Си Цзиньпин – председатель;

Чжан Юся – первый зам;

Чжан Шэнминь – просто зам (в ЦВС КПК отвечал за контроль, входил в ЦКПД - Центральную комиссию по проверке дисциплины и считается организатором армейских чисток);

Сюй Цилин (ОШ) – член;

остальные – вакантны.

На пленуме:

  • по 5-ти прежним членам ЦК был спецдоклад ЦКПД с формулировкой «серьезных нарушений дисциплины и законов»;
  • по 9-ти генералам, включая теперь уже экс-членов ЦВС Хэ Вэйдуна и Мяо Хуа, был спецдоклад ЦВС КПК (ЦВС КНР – проекция ЦВС КПК) с той же формулировкой;
  • по 14-ти экс-членам ЦК, включая Хэ Вэйдуна и Мяо Хуа, подтверждено решение Политбюро об исключении из партии (Хэ Вэйдун вообще был членом Политбюро, в составе которого теперь остались 23 члена);
  • 11 прежде кандидатов в члены ЦК были кооптированы в члены.

Не претерпел изменений только состав семерки членов Посткома Политбюро: Си Цзиньпин, Ли Цян (премьер), Чжао Лэцзи (ВСНП), Ван Хунин (НПКСК), Цай Ци (Секретариат - идеология), Ли Си (ЦКПД), Дин Сюэсян ([первый] вице-премьер).

Масштаб чисток показывает, что идет подготовка к войне – прямые аналогии с нашим 1937 годом, только Си начинает с «дела военных», что, видимо, говорит о сжатости сроков планируемого конфликта. Важен такой показатель. Все генералы, изгнанные из ЦВС – прежние соратники и выдвиженцы Си по Фуцзяню – провинции напротив Тайваня (южные элиты); взамен происходит укрепление позиций другой, связанной с Си, северной группировки, из Шэньси. Все руководство ЦВС – теперь из этой провинции, земляки лидера (с Чжан Юся Си связан дружбой еще их отцов).

«Фуцзяньская банда», поддерживавшая контроль Си над властью и отвечавшая за стратегию по Тайваню, разгромлена, - Nikkei Asia (Япония).

Учитывая внутреннюю диверсификацию элит, правомерно говорить о подготовке к тайваньской операции, которой фуцзяньцы, видимо, препятствовали. Та же самая логика просматривалась в прежних чистках, в результате которых за 3 года сменились три министра обороны, и министерство перешло, вслед за Ракетными войсками (аналог наших РВСН), под контроль ВМС – военных моряков. Исключение одно: попавший под репрессии Мяо Хуа – адмирал, экс-начальник ГлавПУра.

Это ложится и на встречные внешние тенденции. Позавчера комитет Сената США по международным отношениям принял 4 законопроекта по Тайваню, в том числе включил его в программу «НАТО+» с упрощенным порядком поставки вооружений (Япония, Австралия, Южная Корея, Израиль, Новая Зеландия).

Это совпадает с наблюдениями по кадровым перестановкам в MI-6. Перенос внимания из АТР на Ближний Восток.

Так же тайваньская тема в НОАК коррелирует с инцидентом на съезде с выводом Ху Цзиньтао, которому сидевший рядом Си не дал забрать записки.

Были утечки, что он собирался сделать несанкционированное «мирное» выступление по Тайваню, идущее вразрез с линией Си Цзиньпина. После этого и началась основная кадровые «перестановки» в армии. Одновременно имеет место версия о провалившейся тогда подготовке военного переворота. (За две недели до XX съезда, в начале октября 2022 г., в СМИ был вброс о «смещении Си», и в Пекин на этом фоне поехал Патрушев - некоторые аналитики предположили, что он наши данные на врагов Си).

Две версии не противоречат, а дополняют друг друга. Несогласные с тайваньской операцией генералы, пользуясь поддержкой комсомольцев, могли решиться на переворот.

По содержанию документов

Год назад, на III пленуме, говорилось о «мягкой» ревизии итогов съезда в части принятой им идеологемы «нового похода» (параллель с Великим походом китайских коммунистов 30-х гг.). Пленум был экономический. Было решено восстановить частный бизнес в правах, уравняв его с государственной экономикой. Также постановили отказаться от идеологизации и кампаний против чатсных бизнесменов, ради «всеобщего процветания», по которому крупному бизнесу спускали обязательную разнарядку на социальные и инфраструктурные расходы. Ввели новый «рубеж» выполнения этих решений – 2029 год. До этого концепция «двух столетий» - КПК (2021 г.) и КНР (2049 г.) перебивалась только одним рубежом 2035 года – завершением «социалистической модернизации». И сама модернизация явочным порядком переименовывалась в «китайскую».

В новом руководящем документе по XV пятилетке о рубеже 2029 года ни слова – «рыночные» решения годичной давности пересмотрены. Модернизацию фигурирует как «китайская», но больше – снова как «социалистическая». Прилагательное «социалистический» упоминается 14 раз.

Кроме модернизации, - применительно к «демократии и законности», «строю», «рыночной экономике», «модернизированной социалистической державе» к 2049 году. Раньше говорилось о «высокоразвитой модернизированной державе», слово «социалистическая» к этой программной дефиниции не употреблялось. Слово «социализм» используется 6 раз. Преимущественно в привязке к «китайской специфике», но также к «экономической системе» и к «ценностям». Марксизм-ленинизм стоит впереди идей Мао – и далее слоганов правления его преемников (социалистического рынка, тройного представительства, научного управления, «китайской мечты»).

По пунктам решения пленума

  • Укреплять и развивать реальный сектор как основу национальной экономики.
  • Реальный сектор – это про тяжпром, ВПК и госсектор, а не про частный бизнес (за исключением сектора IT).
  • Высокий уровень научно-технической самостоятельности и самодостаточности.
  • Прямое отношение к реальному сектору.
  • Мощный внутренний рынок.

Отход от экспортной модели экономики с пониманием, что задавят тарифами, и (учитывая предыдущий пункт) необходимости своей технологической зоны в многополярном мире. В документе не упоминается концепция «двойного обращения», принятая в 2020 году под приоритет внутреннего рынка с подстройкой под него внешней торговли, но одной из задач провозглашена «открытость внешнему миру», что в сумме составляет эту самую концепцию «двойного обращения». Избегают терминологии XX съезда, но к сути возвращаются, хотя и «мягко».

Формирование системы социалистической рыночной экономики высокого уровня.

Социализм

Кстати, в итоговом коммюнике даже нет слова «частный» (в Китае не употребляются термины «бизнес» и «предпринимательство»; говорится обычно о «частном секторе»).

Модернизация сельского хозяйства и подъем села

Видны две отсылки: к теме продовольственной безопасности и – одна из следующих задач – «достижение всеобщего достатка». Это была главная задача «второго столетия» - на 2049 год. Задача «первого столетия», решавшаяся путем «борьбы с бедностью», преимущественно как раз на селе, звучала и была решена как строительство общества «среднего достатка». Социальные аналоги наших терминов победы социализма «в основном» и «полностью и окончательно». То есть кампания борьбы с бедностью в сельских районах будет продолжена в русле установок XX съезда, а не III пленума.

Оптимизация региональной структуры экономики, содействие скоординированному развитию регионов

Это про один из двух главных внутриэкономических кризисов – в девелоперском секторе и в быстром росте дефицита бюджетов МСУ. Там лимит суммарной задолженности регионов (5,7 трлн долларов) превысил объем консолидированного бюджета страны (5,4 трлн). Для справки: в 2021 году ВВП Китая составлял примерно 76,4% ВВП США, однако, к 2024 году доля упала до 64,9%. Связывается с геополитическим фактором, разрушающим внешнюю торговлю Китая с Западом и его сателлитами в АТР.

Остальные задачи

  • Процветание и развитие социалистической культуры.
  • Зеленая трансформация всех областей социально-экономического развития.
  • Модернизация системы и потенциала обеспечения национальной безопасности.
  • Реализация намеченной к 100-летнему юбилею НОАК (1 августа 2027 г.) модернизации национальной обороны и вооруженных сил.

По заявлению главы Центральной комиссии КПК по финансовым и экономическим вопросам Хань Вэньсю, этот перечень сведен на пленуме в 7 основных блоков: «высококачественное» (интенсивное) развитие, технологическая самодостаточность, новые прорывы в реформах, повышение уровня общественного развития, качество жизни, строительство «Пренрасного Китая», обороны и безопасность.

Укрепление партийного руководства всеми процессами: «Сильна партия - сильна и страна».

Выводы

1) Маятник «социализм – капитализм», который год назад пошел к капитализму, качнулся обратно. Поскольку подготовка к XXI съезду выходит на финишную прямую, эта тенденция может иметь стратегический характер.

2) В Китае идет жесткая внутренняя борьба; скорее всего за мирное или военное решение тайваньской проблемы. Проекцией этого вопроса и является противостояние «социалистической» и «капиталистической» рыночных линий. А также внутриэлитное противостояние Севера с Югом. Завершение военной модернизации намечено к XXI съезду (в октябре 2027 г.), то есть в принципе планы сверстаны на готовность к войне по итогам съезда. Это ставит в центр борьбы проблему транзита/сохранения Си Цзиньпином власти на съезде. Не случайно отменен промежуточный рубеж 2029 года, но оставлен – 2035 года.

Что касается транзита, то в настоящий момент преемника нет. Преемник – это зампред КНР в статусе члена Посткома Политбюро. Когда и если такая фигура появится – можно будет говорить о преемничестве; не появится на XXI съезде – будет нарастать внутренняя напряженность.

3) На фоне борьбы идет консолидация власти северных элит с отодвиганием южных (пример Фуцзяня – из «южного пояса» - Гуандун, Фуцзянь, Чжэцзян). Готовят армию. На 30 октября объявлена встреча Си с Трампом в Сеуле. С этой точки зрения нам было невыгодно встречаться в Будапеште раньше, на фоне пленума. А так Си расскажет, что было в Сеуле.

Перед переговорами – обмен ударами:

  • Китай: ограничение по экспорту редкоземов + антимонопольное расследование против калифорнийской Nvidia;
  • США: Тайвань в НАТО+ и еще нефтяные санкции против России, которые продавил Рубио в борьбе с Вэнсом. Эксперты считают, что поспешность, с которой они введены под пленум ЦК КПК, говорят о «сигнале» Пекину от Рубио, который – сторонник жесткой линии, в отличие от противостоящего ему Вэнса. Посмотрим, чем окончится Сеул. (Есть сигналы, что он может разделить судьбу Будапешта, и Трамп превентивно отменит его сам).

Следует понимать: конфликт на Украине, с одной стороны, вредит Китаю экономически, но с другой, укрепляет его военно-политический союз с Россией, и центром этого союза все более становится КНДР (31 октября Трамп собирается в Пханмунчжом встречаться с Кимом). Официальный представитель МИД КНР Го Цзякунь (об отмене Будапешта):

Давление на президента России Владимира Путина не приведет к урегулированию украинского кризиса.

4) Ближайшие дни внесут некую промежуточную ясность. Думается, что до конца октября кто-то должен из Китая к нам приехать, чтобы прояснить ситуацию по итогам пленума. Возможно, Чжан Юся – главное доверенное лицо. А 17-18 ноября будет Ли Цян – на саммите глав правительств ШОС. Но к тому времени появится новая динамика.

Наверх