Азиатские страны пострадают от укрепления американского доллара и рост котировок нефти. Но не все: многое будет зависеть от силы их экспортного сектора и роли на сырьевом рынке.
По оценкам аналитиков банка Natixis, наиболее уязвимыми являются экономики с высоким уровнем внешнего государственного долга в иностранной валюте, такие как Шри-Ланка и Пакистан. Увеличение цен на импортные энергоносители уменьшит количество валюты, которая необходима для обслуживания внешнего долга в долларах. Причем ставки по нему будут постепенно расти по мере погашения старых выпусков и их замены на новые, которые будут размещены по более высоким ставкам.
Внешнеторговая позиция Индии, Индонезии и Филиппин чувствительна к стоимости нефти, так как эти страны импортируют практически все потребляемое в их странах топливо.
Япония, Южная Корея и Китай также находятся в позиции нетто-импортеров нефти, однако для них негативный эффект от дорогого сырья будет незаметным на фоне ослабления их валют к американскому доллару. Это, в свою очередь, сделает их экспорт более конкурентоспособным на мировом рынке. Например, котировки иены сейчас находятся на минимуме за последние 15 лет, что стало одним из факторов роста профицита счета текущих операций с 2,1% ВВП в 2022 году до 3,0% ВВП в 2023.
Малайзия станет одной из стран, которая выигрывает от роста цен на нефть. По итогам 2022 года государственная нефтяная компания страны Petronas добывала нефть и газ в объемах около 2,4 млн баррелей в сутки нефтяного эквивалента. В этом году добыча, по прогнозам компании, должна остаться на таком же уровне. Более высокие цены на нефть будут положительно сказываться на профиците счета текущих операций страны. По подсчетам аналитиков Barclays, рост котировок нефти сорта Brent на 10 долл./баррель увеличит профицит на 0,3% ВВП.
За последние три месяца цены на нефть на мировом рынке увеличились, приблизительно, на 20%. По мнению экспертов, опрошенных агентством Bloomberg, котировки могут вырасти до 150 долл./барр., если в палестино-израильский конфликт будет втянут Иран, который поддерживает движения «Хамас» в секторе Газа и «Хезболла» в Ливане. Конфликт может спровоцировать более широкую региональную войну. Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амирабдоллахян предупредил 15 октября, что «пальцы всех сторон в регионе лежат на курках».