Признание Палестины развитыми странами – запоздалая "демонстрация добродетели" без реального давления на Израиль

Неделя высокого уровня 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке

Несмотря на признание Палестины как отдельного государства почти 80% членами ООН, большинство стран мира не прикладывают реальных коллективных усилий по противодействию Израилю. Палестинский кризис продолжает оставаться наглядной демонстрацией беспомощности ближневосточных государств и раскола среди западных стран.

Между США и союзными развитыми странами усиливается расхождение в вопросе признания Палестины в качестве отдельного государства. Официальное признание палестинского государства со стороны властей Австралии, Великобритании, Канады, Португалии и Франции можно считать заметным символическим жестом поддержки Палестины, но не более того. 

В каких границах власти развитых стран объявили о признании Палестины в качестве отдельного государства? Ни в одном из заявлений не приводится какой-либо конкретики по поводу демаркации границ Палестины: в частности, ни канадский премьер-министр Карни в своем заявлении, ни британский премьер Стармер в своем выступлении не привели каких-либо деталей по данному вопросу. 

Предложения разделения израильских и палестинских территорий неоднократно менялись на протяжении многих десятилетий – сначала в рамках первоначальных предложений раздела региона со стороны колониальных держав Запада, затем в результате серии военных конфликтов арабских стран с Израилем. В рамках нескольких десятков резолюций ООН оккупация Израилем территории Палестины, включая Восточный Иерусалим, признается незаконной с 1967 года. Будут ли власти Австралии, Великобритании, Канады и Португалии настаивать на формировании миротворческой миссии ООН с отправкой контингента "голубых касок" организации в Палестину, чтобы обеспечить демаркацию границ палестинского государства? Будут ли миротворцы ООН выселять еврейских поселенцев, которые на протяжении десятилетий с открытого одобрения властей Израиля захватывали все новые и новые территории в Палестине? Вполне очевидно, что это не более чем риторические вопросы.

Если лидеры развитых стран, а вместе с ними и президент Макрон рассчитывают укрепить свой личный авторитет, выступая с трибуны ООН с критикой Израиля и заявляя о признании Палестины, то они опоздали с признанием Палестины почти на полвека. 

Организация освобождения Палестины провозгласила независимое палестинское государство в 1988 году. Данное решение было поддержано 37 лет назад со стороны Алжира, Бахрейна, Египта, Ирака, ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции, других стран Ближнего Востока, многими развивающимися государствами Азии (Вьетнам, Индия, Индонезия, Китай), а также СССР еще в 1988 году.

Развивающиеся государства глобального Юга, тем самым, оказали политическую и дипломатическую поддержку Палестине почти 40 лет назад. Многие развитые страны Запада, которые только сегодня меняют свою официальную позицию, все это время фактически саботировали данный процесс и активно поддерживали Израиль – в торгово-финансовой, военной и технологической сферах.

Основная доля ответственности за палестино-израильский кризис лежит именно на развитых странах: Великобритания вместе с Бальфурской декларацией 1917 года стояла у истоков "создания национального очага для еврейского народа" в Палестине. США, Германия и другие развитые государства впоследствии активно вооружали Израиль и продолжают оказывать военную поддержку и сегодня. Развитые страны создали предпосылки для создания государства Израиль, систематически поддерживали его становление и развитие на протяжении многих десятилетий. 

Продолжение процесса признания Палестины в качестве отдельного государства показывает, что Израиль приближается к политической изоляции. Речь идет о реальной перспективе изоляции прозападного государства в мировой политике – в полномасштабном формате, без попытки выдачи позиции группы развитых стран за "весь мир", как в случае с украинским кризисом.

Без подкрепления данного политико-дипломатического бойкота реальными действиями ситуация вокруг Палестины продолжится по сценарию имитации урегулирования палестино-израильского конфликта. В результате, Израиль добьется полного уничтожения Газы и выселения целого народа за пределы данной территории. Данный пример геноцида и депортации по расовому признаку станет, возможно, одним из самых ярких примеров недееспособности ООН в современной истории по урегулированию кризисов. 

Реальные меры, которые могли бы побудить израильское руководство к прекращению текущих действий – это полномасштабная экономическая и торговая блокада Израиля, а также массовый отказ стран от военного сотрудничества с израильским государством. Данный сценарий не более вероятен, чем отправка миротворческого контингента ООН в Палестину. Но его реализация показала бы, что страны, которые спустя много лет решились на признание Палестины в качестве отдельного государства, готовые подкрепить свои слова реальными усилиями.

Ранее уже отмечалось, что Израиль стремиться стать экономическим и торговым "хабом" между Европой и Азией. Также было отмечено, что начало операции Израиля против движения "Хамас" по времени совпало с объявлением о создании транспортного коридора "Индия – Ближний Восток – Европа" (India–Middle East–Europe Economic Corridor, IMEC) осенью 2023 года.

Отказ стран от сотрудничества с Израилем по реализации данного проекта – при отсутствии признания Израилем Палестины в качестве отдельного государства – мог бы стать значимым сигналом о серьезности намерений по поддержке палестинского народа в стремлении создать собственное государство. 

Еще одним шагом могли бы стать санкции в отношении компаний, которые зарабатывают на поставках оружия, военной и гражданской техники, которая используется при осуществлении геноцида Израилем в Палестине. Подобный список, в частности, опубликован на сайте неправительственной гуманитарной организации "Американский комитет Друзей на службе обществу". Помимо израильских, в списке обозначены крупные корпорации США, Великобритании и Германии, в частности: Amazon, BAE Systems, Boeing, Caterpillar, Cisco, General Electric, Ford и ряд других. 

Политическое и экономическое давление на Израиль сегодня – это также давление и на администрацию Трампа. Мирные инициативы США ("Авраамские соглашения", переговоры с Ираном, переговоры с Украиной) не ведут к реальному достижению мира и улучшению безопасности. 

Израиль в настоящее время уже демонстрирует признаки трансформации в "чемодан без ручки" для США, при которой Тель-Авив продолжает требовать большого объема военной поддержки, но при этом приносит все меньше практической пользы для Вашингтона.

В среднесрочной перспективе Израиль уже сыграл свою роль в ослаблении Ирана и прочих недружественных США стран на Ближнем Востоке. Дальнейшая поддержка Израиля, скорее всего, будет сопряжена с большими финансовыми и политическими потерями для США. Помимо ежегодных затрат американского бюджета на поставки военной техники речь идет о деградации доверия со стороны арабских партнеров Вашингтона. 

При президенте США Трампе в 2020 году были подписаны так называемые "Авраамские соглашения". Но данные усилия нивелируются тем, что во время второго президентского срока Трампа Израиль, скорее всего, полностью разрушит Газу и продолжит захват территорий. Как показывают действия Израиля, ни формальный статус союзников США, ни присутствие американских военных баз не является гарантией безопасности в регионе. В результате, как уже отмечалось, Дональд Трамп вместо "миротворца" рискует превратиться в "гробовщика" мирного арабо-израильского процесса.

Ситуация с признанием Палестины со стороны американских союзников косвенно дает повод предполагать, что отношения США и Израиля в дальнейшем ждет новый период "похолодания". Американские власти могут быть вынуждены отказаться от безоговорочной поддержки Израиля – ранее в позиции Вашингтона уже наблюдались подобные сдвиги – в частности, во время президентства Барака Обамы. 

Для многих арабских стран на Ближнем Востоке продолжающаяся экспансия Израиля в Сирии, Палестине и на других направлениях, а также агрессивные военные действия правительства Нетаньяху в отношении различных арабских государств – это болезненное, но необходимое напоминание о том, что экзистенциальный кризис в отношениях с Израилем никуда не исчез. 

Помимо поддержки США одним из ключевых факторов в агрессивной позиции Израиля в регионе является ядерная "двойственность": Израиль на протяжении многих лет остается единственной страной в мире, которая обладает ядерным арсеналом, но при этом формально не признает его наличие. Не сумев вовремя поддержать процесс создания Палестины развитые страны создали риски для движения арабских государств в сторону получения собственного ядерного оружия. В перспективе не только Иран, но и Египет, Саудовская Аравия и другие государства могут посчитать, что единственным аргументом для предотвращения израильской агрессии может быть наличие подобного арсенала. 

Агрессивный Израиль на Ближнем Востоке сегодня – это серьезная угроза для интересов России и Китая. Помимо прямой вовлеченности израильских спецслужб в шпионаж против РФ, одним из примеров которого стали кибератаки против компании "Лаборатория Касперского", Израиль также на какое-то время превратился в склад боеприпасов, с территории которого США осуществляли поставки снарядов на Украину. Многолетняя негласная поддержка Израилем исламистских группировок в Сирии также стала одной из многих причин распада светского государства Сирии, из-за чего серьезного пострадали интересы Москвы и Пекина в регионе. Военное нападение Израиля на Иран, одного из ключевых союзников РФ и КНР на Ближнем Востоке, в 2025 году также наглядно показало, к чему ведут риски отсутствия противодействия режиму Нетаньяху. При реализации долгосрочных совместных экономических проектов в Иране странам также, скорее всего, придется усилить и военно-техническое сотрудничество с Тегераном.

Наверх