Объем промышленного производства в крупнейшей экономике Европы имеет тенденцию к снижению с 2017 года, и этот спад ускоряется. США отдаляются от Европы и вкачивают «экологические» деньги в свою экономику. Китай становится более крупным конкурентом и больше не является бездонным рынком сбыта для немецких товаров. Последним ударом для предприятий тяжелой промышленности стало прекращение поставок российского природного газа по стабильным ценам.
Наряду с глобальной нестабильностью, политический паралич в Берлине усугубляет давние внутренние проблемы, такие как изношенная инфраструктура, старение рабочей силы и бюрократическая волокита. Система образования, которая когда-то была сильной стороной страны, является ярким примером длительного отсутствия вложений в государственные услуги. По оценкам исследовательского института Ifo, снижение математических навыков школьников и выпускников профтехучилищ обойдется экономике примерно в 14 триллионов евро к концу века.
В Michelin заявили, что снижение промышленной конкурентоспособности грозит ввергнуть немецкую экономику в штопор. Французский производитель шин закрывает два своих немецких завода и сокращает персонал на третьем. Эти шаги приведут к увольнению полутора тысяч рабочих к концу 2025 года. Американский конкурент Goodyear имеет аналогичные планы в отношении двух своих предприятий.
Регулярно всплывают другие примеры упадка. GEA закрывает завод по производству компрессоров недалеко от Майнца в пользу нового предприятия в Польше. Производитель автозапчастей Continental AG объявил в июле о планах закрыть завод, производящий компоненты для систем безопасности и тормозов. Корпорация Robert Bosch находится в процессе сокращения тысяч рабочих.
Энергетический кризис лета 2022 года стал главным катализатором. Цены на газ и электроэнергию для предприятий остаются выше, чем в большинстве других стран ЕС, что увеличивает затраты. Например, по данным Евростата, средняя стоимость киловатт-часа во Франции для промышленных потребителей — 13 евроцентов, а в Германии — 22. Эта проблема накладывается на более высокий уровень заработных плат и сложности в регулировании.
Одним из наиболее пострадавших секторов экономики стала химическая отрасль, которая напрямую зависела от стабильных поставок российского газа. Согласно недавнему опросу отраслевой ассоциации VCI, почти каждая десятая компания планирует навсегда остановить производство в стране. BASF, сокращает 2600 рабочих мест, а Lanxess уменьшает персонал на 7%.
Энергетический кризис произошел сразу после пандемии COVID-19, которая привела к остановке сборочных линий из-за ограничений и сбоев цепочек поставок.
Китай уже не может поддержать рост Германии. Помимо стратегического перехода к передовому производству, замедление роста страны снижает спрос на немецкие товары. При этом, конкуренция со стороны Китая давит на отрасли, связанные с климатическими изменениями. Причем это касается не только электромобилей.
Производители солнечных панелей закрывают предприятия и сокращают персонал, проигрывая борьбу с китайскими конкурентами. Например компания Solarwatt GmbH из Дрездена уже сократила 10% своей рабочей силы и может перенести производство за границу, если ситуация не улучшится в этом году.
Также существует проблема с наличием кадров. В течение десяти лет численность трудоспособного населения сильно сократится. Его будет недостаточно, чтобы поддерживать функционирование экономики в том виде, в каком она существует сегодня. По прогнозам Федерального статистического бюро, к концу десятилетия количество граждан трудоспособного возраста снизится на 3 млн человек или на 7%. Чтобы избежать коллапса кадров, необходимо впускать в страну по 400 тысяч мигрантов в год.
Однако Бундесбанк пришел к выводу, что спад производства, не должен вызывать беспокойства, если он будет постепенным, а немецкая экономика успеет приспособиться, даже несмотря на то, что промышленность занимает 20% немецкого ВВП.