Коммерческим судам с 1 июня придется платить 4,42 долл. за тонну груза, проходящего по единственному морскому пути, который соединяет Черное и Средиземное моря. По сообщению газеты Aydinlik, такое решение приняло министерство транспорта и инфраструктуры Турции.
При текущих расценках и неизменном объеме перевозок в бюджет страны будет поступать около 900 млн. долларов в год. В октябре прошлого года стоимость прохода была увеличена впервые за последние 40 лет и сразу в пять раз.
В будущем тарифы для коммерческих судов будут пересматривать каждый год в конце июня. Турция, согласно установленной в 1936 году конвенции Монтрё, имеет право собирать средства на поддержку инфраструктуры проливов и оплату расходов на содержание спасательных служб.
Во время подписания пакта Монтрё в Швейцарии в 1936 году весь расчет производился на основе золотого франка, который был эквивалентен 0,80 долл. США. Турция, в соответствии с правами, предоставленными ей международной конвенцией, повысила стоимость франка, которая определяет доходом, который оно получает от проливов. Конвенция регулирует морские перевозки через турецкие проливы и гарантирует полную свободу прохода всем гражданским судам в мирное время. Анкара имеет право закрыть узкие проливы Босфор и Дарданеллы для иностранных военных кораблей во время конфликта и для торговых судов стран, находящихся в состоянии войны с Турцией.
Конвенция сыграла существенную роль во время Второй мировой войны, когда режим Монтрё не позволил державам Оси направить военно-морские силы через проливы для нападения на Советский Союз. Германии пришлось полагаться в основном на небольшие суда, которые перевозились по суше по железным дорогам и каналам.