Гигантский рывок, которые автопроизводители Китая совершили в производстве, продажах и экспорте электромобилей в ближайшей перспективе, скорее всего, сменится более умеренными темпами развития отрасли на фоне сокращения субсидий внутри страны и ужесточения торговых барьеров на внешних рынках.
КНР занимает первое место в мире по производству и экспорту электромобилей (EV, electric vehicles). В 2023 году в Китае было собрано 9,58 млн EV, при этом объем экспорта составил 1,2 млн единиц. В целом в мире в 2023 году было произведено 14,2 млн электромобилей, общий объем продаж оценивается в 13,6 млн единиц.
Внутренний китайский рынок EV – с учетом сегмента полноценных аккумуляторных электромобилей (BEV, battery electric vehicle) и подзаряжаемых гибридных электромобилей (PHEV, plug-in electric vehicle) – также является крупнейшим и одним из наиболее динамично растущих в мире.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), за первую половину 2024 года продажи новых электромобилей на внутреннем рынке страны составили около 4,94 млн единиц. Экспорт новых EV с января по июнь составил 708 тыс. машин, что на 11,4% больше показателей 2023 года.
В июле 2024 года доля продаж EV в Китае – как аккумуляторных, так и подзаряжаемых – составила 44% (887 тыс.) от общего объема проданных легковых автомобилей (1,99 млн). По итогам года суммарный объем продаж новых электромобилей в Китае, как ожидается, достигнет уровня в 10 млн единиц, при этом доля EV составит около 45% от общего объема продаж новых автомобилей.
Безоговорочное лидерство на рынке принадлежит концерну BYD – название компании является акронимом от Build Your Dreams ("Создай свои мечты"). В июле 2024 года доля продаж BYD на внутреннем рынке электромобилей Китая, по оценкам компании EV Volumes, составляла 35,5%.
BYD сохраняет лидерство во многом за счет большого числа различных моделей электромобилей – как полноценных EV, так и гибридов. По оценкам компании EV Volumes, в июле 2024 года различные модели BYD – BYD Song, BYD Qin Plus, BYD Seagull, BYD Qin L, BYD Yuan Plus, BYD Seal 06, BYD Destroyer 05 – заняли 6 из 10 позиций среди наиболее продаваемых моделей электромобилей в июле в КНР.
В IV квартале 2023 года BYD опередила компанию Tesla по объемам мировых продаж полноценных аккумуляторных электромобилей, реализовав 530 тыс. машин по сравнению с 485 тыс. машинами, проданными американской компанией. Компания BYD в целом является мировым лидером по совокупным продажам EV и PHEV – за счет лидерства на внутреннем рынке Китая. BYD также является одним из ведущих производителей батарей для электромобилей. В 2023 году в Tesla начали устанавливать аккумуляторные батареи BYD Blade на автомобили Tesla Model Y. В целом, по многим оценкам, BYD Blade является самой совершенной батареей для электромобилей на текущий момент.
По ряду оценок, в частности, Dunne Insights, компания обладает конкурентным преимуществом по маржинальным затратам на производство электромобилей по сравнению практически со всеми производителями EV в мире.
Второе место по объемам продаж в Китае занимает концерн Geely, на его долю пришлось около 7,8% от общего объема продаж в июле. Объем продаж электромобилей на рынке Китая, по данным компании в июле превысил 110 тыс. единиц, составив 45% от общего объема продаж автомобилей Geely.
Остальные места в топ-5 ведущих производителей Китая занимают компании Tesla, Changan и SAIC с долями рынка в 6,5%, 6,2% и 6,2%, соответственно.
При этом в Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA) их доли от общего объема продаж в июле 2024 года оцениваются заметно ниже: в частности, продажи Tesla и Changan оцениваются в 5,3% и 5%, соответственно. Tesla Model Y пока еще входит в число наиболее продаваемых электромобилей в Китае – в июле 2024 года было продано более 36 тыс. машин данной модели.
Однако в целом за последнее время Tesla утрачивает позиции в Китае. По данным CPCA, доля Tesla от общего объема продаж электромобилей в Китае снизилась с 10,5% в I квартале 2023 года до 6,7% в IV квартале 2023 года.
В августе 2024 года, по данным CPCA, в Китае было продано 583 тыс. аккумуляторных электромобилей (BEV) и 444 тыс. подзаряжаемых электромобилей (PHEV). Общие продажи EV в Китае, тем самым превысили 1 млн машин – данная цифра стала рекордной для китайского рынка. При этом доля Tesla на китайском рынке с учетом последних данных, по оценкам CPCA, составила 6,2%. Однако в августе 2023 года доля продаж китайского подразделения американской компании оценивалась в 9%.
Одна из основных причин снижения доли Tesla в сравнительно низкой популярности среди китайских потребителей подзаряжаемой гибридной модели электромобиля компании. По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, Tesla Model 3 не вошла в топ-10 наиболее продаваемых моделей PHEV на рынке КНР по итогам первой половины 2024 года.
При этом, BYD и ряд других китайских автопроизводителей стремятся активно развивать продажи не только полноценных аккумуляторных EV, но и подзаряжаемых гибридов. Продажи в сегменте подзаряжаемых гибридов в Китае в 2024 году в целом растут намного более быстрыми темпами, чем продажи полноценных электромобилей.
Помимо BYD, Tesla, Geely, Changan и SAIC в число сравнительно крупных производителей электромобилей в Китае также входят такие компании как NIO Xpeng, Li Auto, Chery, Great Wall, Hozon Auto, Leap Motor. Всего по состоянию на начало 2024 года в Китае в общей сложности насчитывалось около 200 различных производителей электромобилей. Одной из основных причин бурного развития данного сегмента в КНР является активная господдержка отрасли.
Власти Китая с 2009 года начали принимать различные программы по субсидированию производства и покупки электромобилей. В частности, размер субсидий при покупке электромобиля к 2014 году достиг 100 тыс. юаней. Начиная с 2014 года, покупатели освобождались от уплаты налога на покупку транспортного средства.
По официальным данным, в рамках данной программы в виде налоговые льгот с 2014 по 2022 год власти стимулировали приобретение электромобилей на общую сумму в 200 млрд юаней ($28 млрд).
Размер налоговых льгот в последние годы начал сокращаться, при этом ряд программ уже прекратили свое действие – например, с 2023 года в КНР больше не действуют прямые субсидии при покупке электромобилей.
Вместе с тем, в 2024 году министерство финансов КНР объявило о введении субсидий при обмене машин с двигателем внутреннего сгорания на электромобиле: в апреле было объявлено о том, что размер данных субсидий составит 10 тыс. юаней, в июле размер субсидии был удвоен до 20 тыс. юаней.
По ряду оценок, за последние 15 лет Китай потратил почти четверть триллиона долларов на стимулирование развития электромобильной отрасли в стране. С такой оценкой в июне 2024 года выступили в американском исследовательском Центре стратегических и международных исследований (CSIS). Как отмечается, с 2009 по 2023 год власти КНР потратили около $231 млрд в виде государственных субсидий и помощи. По оценкам CSIS, в абсолютных величинах размер господдержки изначально был не столько высоким, составив всего около $6,7 млрд в 2009–2017 годах. Однако затем госрасходы на стимулирование отрасли заметно выросли в 2018–2020 году и затем после 2021 года. По мнению американских экспертов, господдержка отрасли осуществлялась за счет финансирования по различным каналам: предоставления налоговых вычетов покупателям; освобождение от выплаты 10%-ного налога на продажи для компаний; государственное финансирование инфраструктуры, в основном зарядных станций; госфинансирование програм НИОКР для автопроизводителей, а также прямые госзакупки электромобилей.
В целом за счет предоставления субсидий доля электромобилей в продажах выросла с 13% в 2021 году до 25% в 2022 году. В 2023 году цифра оценивалась уже в 33,9%. В 2024 году, как уже отмечалось, доля электромобилей от общего объема продаж новых легковых автомобилей в Китае может достичь около 45%. Стоит отметить, что CSIS не является экономическим аналитическим центром, а скорее фокусируется на вопросах политики и геополитики, поэтому ряд ключевых тезисов, в частности – большой объем господдержки EV-отрасли Китая, а также появление существенного объема производственных мощностей, перепроизводство и как следствие создание условий для появления у китайских компаний конкурентных преимуществ при экспорте электромобилей в страны ЕС и США – могут рассматриваться в качестве предпосылок для дальнейшего выстраивания ограничения для китайских компаний в западных странах.
За последнее время наблюдается ужесточение конкуренции среди производителей электромобилей, когда компании начинают заметно сокращать цены на определенные модели в стремлении получить часть рынка. К подобной практике в частности, уже неоднократно прибегали в BYD и Tesla. В самом Китае эксперты также отмечали, что многие китайские производители электромобилей остаются убыточными, несмотря на заметное увеличение продаж, и приводят пример все той же Tesla, ставшей прибыльной только в 2020 году.
Вполне вероятно, что далеко не все китайские производители электромобилей – даже из числа крупных компаний – смогут продолжить бурно развиваться такими же темпами, как и в предыдущие годы. С большой долей вероятности сектор в целом ждет определенная консолидация и серия сделок с поглощением менее успешных компаний. Ужесточение торговых барьеров на иностранных рынках в целом может ограничить экспортный потенциал китайских компаний. Тем не менее, развитие EV в целом рассматривается властями КНР как одно из приоритетных направлений промышленности страны, поэтому господдержка сектора в том или ином виде продолжится, и Китай в целом будет оставаться мировым лидером в данной отрасли.