Обстановка в Венесуэле после объявления Трампом блокады нефтяных танкеров
Агрессивные военные действия США в Карибском море, а также обновленная американская стратегия по национальной безопасности демонстрируют намерения администрации Трампа получить более широкий доступ к нефтяным потокам не только Венесуэлы, но и других стран. При этом одной из явных целей США в Латинской Америке становится снижение влияния и экономических связей Китая
Администрация Трампа назначила награду в $50 млн за президента Венесуэлы Николаса Мадуро, ВМС США уже захватили один из танкеров венесуэльского теневого флота, собираются захватывать новые и планируют удары по территории Венесуэлы. По данным неназванных источников портала Axios в администрации США, американские власти готовятся к "новой фазе давления" в отношении Венесуэлы.
США, вполне вероятно, не ограничатся пиратской деятельностью у побережья Венесуэлы. Захват одного или нескольких нефтяных танкеров будет лишь частью планов администрации Трампа по силовому смещению правительства Николаса Мадуро и получения доступа к нефтедобывающим активам страны.
Данная ситуация в целом напоминает подготовку США к вторжению в Панаму для свержения президента Мануэля Норьеги в 1989 году. Перед нападением американские власти также предъявили Норьеге обвинение в наркотраффике. Для Трампа текущая кампания против Венесуэлы – это уже вторая попытка сместить Мадуро. Первая закончилась провалом в 2019 году и так называемый "президент Гуайдо" вместо Венесуэлы в итоге переместился в американский штат Флорида. На этом, однако, администрация Трампа не прекратила попыток дестабилизации Венесуэлы и помимо применения различных санкций в 2020 году также обвинила Мадуро в причастности к контрабанде наркотиков и "наркотерроризме". Данное обвинение в итоге стало одним из поводов для раскручивания текущей военной активности США в Карибском море осенью 2025 года.
Взаимодействие США с развивающимися странами в рамках второго президентского срока Трампа в целом приобретает все более жесткие очертания. Фактически каждая из официальных и неофициальных стратегий администрации США – как "Сначала Америка", так и новой доктрины по национальной безопасности не предполагает какого-либо равноправного взаимодействия с РФ, Китаем, Индией и другими развивающимися государствами.
Под руководством Трампа США с самого начала 2025 года предпринимают попытки давления в отношении Китая и остальных развивающихся стран, применяя против них повышенные импортные пошлины и другие ограничения. В течение года США также приняли участие в военном нападении Израиля на Иран, а также продолжили предоставлять информацию Украине для нанесения ударов по России.
На этих примерах, а также в рамках давления в отношении Венесуэлы США все более наглядно демонстрируют, что именно представляет так называемый "мир через силу" по версии администрации Трампа. Это все тот же "порядок, основанный на правилах", только в более узком и конкретном определении: "американский порядок, основанный на правилах Трампа". Как показали торговые коллизии США с Канадой и Мексикой, несмотря на ранее подписанное торговое соглашение, согласие на соблюдение "правил Трампа" при этом не гарантирует их дальнейшего пересмотра. В результате любые новые соглашения с США приобретают ситуативный и непостоянный характер.
В ИИМР ранее отмечали, что, пытаясь добиться смещения правительства Мадуро за счет силового давления, США фактически возвращаются к так называемой "дипломатии канонерок". В течение XIX и начале XX века США, а также такие страны как Великобритания, Германия и Франция активно использовали силы военно-морского флота для оказания давления на менее развитые в экономическом и военном плане государства. В начале второй четверти XXI века США открыто возобновляют подобные меры в отношении отдельных развивающихся стран. При этом Великобритания, Германия, Франция, а также ряд других европейских государств могут попытаться применить схожие действия к так называемому теневому флоту, который перевозит российскую нефть.
По оценкам исследования Гарвардского университета, в период с 1898 по 1994 год США участвовали в организации и совершении в общей сложности 41 государственного переворота в странах Латинской Америки. Как отмечается, почти в каждом случае поддержки смены власти в США заявляли о необходимости подобных изменения в целях американских "национальных интересов". Сосредоточение усилий на Западном полушарии в рамках обновленной стратегии по национальной безопасности США на примере Венесуэлы говорит о намерении американских властей вернуться к данной практике.
Продвижение американских интересов в Латинской Америке при Трампе также начинает все более явно коррелировать с добычей нефти в странах, к которым власти США начинают проявлять повышенный интерес и/или антагонизм. Поддержка Аргентины является одним из подобных примеров: добыча сланцевой нефти на шельфе страны продолжает расти, по прогнозам к 2030 году нефтедобыча Аргентины в целом увеличится до 2 млн б/с. В США явно хотят более плотно поучаствовать в освоении данных ресурсов и аппетиты администрации Трампа не ограничиваются только лишь Аргентиной и Венесуэлой.
В рамках этого же энергетического гамбита в ближайшие несколько лет до конца текущего срока Трампа США могут предпринять новые, более агрессивные меры давление в отношении Бразилии. Активное взаимодействие Бразилии с Китаем и Россией – как в двустороннем формате, так и в рамках БРИКС и других объединений – является одним из наиболее успешных примеров глобального взаимодействия развивающихся стран. Под руководством Трампа США могут попытаться оказать давление на Бразилию с целью ослабления этих связей, а также для того, чтобы снизить влияния Китая и нанести Пекину дополнительный экономический ущерб. В 2025 году уже начали закладываться основы для потенциального давления в отношении Бразилии в виде повышенных импортных пошлин.
За время первого срока Трампа на фоне бурного развития сланцевой нефтедобычи США сократили импорт нефти более чем вдвое. По данным Управления по энергетической информации (EIA) при министерстве энергетики США, объемы американского импорта нефти снизились с 6,8 млн б/с в 2017 году до 2,7 млн б/с по итогам 2020 года. Однако, как отмечали в ИИМР, сланцевая отрасль после периода увеличения добычи, по официальным прогнозам, вступает в более сложный период развития.
Прямое и более активное участие американских корпораций в нефтяной добыче развивающихся стран потенциально позволить США снизить риски от потенциального исчерпания легкодоступных сланцевых месторождений в ближайшие годы и одновременно с этим создать преграды для энергетического импорта Китая. Вслед за военно-политическими авантюрами Трампа в Западном полушарии следующими получателями американского "мира через силу" могут стать страны Африки. В администрации Трампа ранее уже заявляли о необходимости "защиты христиан Нигерии". Кроме того, не исключено, что под угрозой захвата нефтяных танкеров так называемого "теневого" флота РФ европейскими странами Трамп может предложить российскому руководству некую "выгодную сделку" с участием американских компаний.