Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Россия – мировой логистический центр

Международные транспортные маршруты России

ИИМР

Беспрепятственное перемещение товаров и сырья могут сделать Россию центром большей части международной торговли, даже несмотря на любые попытки коллективного Запада ужесточить существующие или наложить новые санкции. Северный морской путь (СМП), коридор «Север-Юг» и Дальневосточный полигон должны стать основными транспортными маршрутами России. 

По сравнению с маршрутом через Суэцкий канал транзит через Россию может происходить на 30-50% быстрее. Проблема безопасности поставок по этим маршрутам также отсутствует, в отличие от Красного моря. Но в настоящий момент инфраструктура торговых путей не позволяет использовать их на 100% возможностей. 

Устаревшая инфраструктура в том числе со стороны Ирана сдерживает развитие Международного транспортного коридора «Север-Юг», соединяющего Индию с европейской частью России. Тем не менее 22 апреля 2024 года первый поезд по международному транспортному коридору (МТК) "Север - Юг" отправлен с железнодорожной станции Вологда-Пристань в Иран. Состав доставит 10 вагонов с лесом.

В Bloomberg подсчитали, что Россия инвестирует более $25 млрд в модернизацию маршрута через Иран и улучшение объектов вдоль береговой линии российской Арктики.

В мае прошлого года Россия выдала Ирану кредит в размере $1,4 млрд на строительство недостающего железнодорожного сообщения, которое соединит город Решт на побережье Каспийского моря с Астарой на границе с Азербайджаном. После завершения строительства железная дорога позволит доставлять грузы из Санкт-Петербурга в Бандар-Аббас, главный экспортный порт Ирана в Персидском заливе.

По данным Евразийского банка развития, пропускная способность глобального маршрута «Север-юг», который включает в себя железнодорожное сообщение через Центральную Азию и сеть Транскаспийского моря, может увеличиться на 85% до 35 миллионов тонн в год к 2030 году. Этот маршрут свяжет Россию не только с Ираном и Индией, а также и с остальной частью Южной Азии, Персидским заливом и Африкой. 

Растущая торговля России с Китаем уже способствовала выделению 366 млрд рублей в этом году на улучшение инфраструктуры Восточного полигона. К 2032 году пропускная способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей должна быть увеличена до 255 млн тонн в год, а объем инвестиций до 2,7 трлн рублей.

Северный морской путь (СМП) уже сейчас позволяет сократить путь на 7200 км при доставке товаров из Китая в Европу. Развитие Северного морского пути, прежде всего за счет развития отечественного ледокольного флота уже позволило сделать навигацию круглогодичной. Среднее количество рейсов в январе 2023 года было — 180 шт, в мае 2023 — 200шт. 

Недружественные России страны, естественно, в настоящий момент избегают использования логистических возможностей Москвы, и стараются всячески саботировать поставки товаров через Россию, к примеру, китайская Cosco прекратила использование СМП с 2022 года из-за угроз европейцев. Но крупнейшие экономики Азии и Персидского залива начинают проявлять интерес. Портовый оператор DP World из Объединенных Арабских Эмиратов в октябре 2023 подписал соглашение с «Росатомом» о развитии контейнерных перевозок по маршруту Владивосток — Мурманск.

Читать на сайте »