Россия на саммите ШОС: построение новой евразийской системы безопасности мира

Китай. Тяньцзинь. Президент России Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин и премьер-министр Индии Нарендра Моди перед началом сессии саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Начался официальный, беспрецедентный по 4-дневной продолжительности, визит президента РФ Владимира Путина в Китай, включающий участие в саммите ШОС и торжествах по случаю 80-летия победы над Японией.

Российский лидер прибыл в КНР на фоне:

  • прорыва дипломатической блокады (встреча на Аляске), снявшей вопрос о новых санкциях;
  • резкого потепления отношений с Индией (ввиду ссоры Моди с Трампом);
  • появления перспектив евразийского треугольника Москва – Пекин – Дели;
  • наступления российской армии на фронте;
  • раскола между США и Европой по Украине;
  • и, в целом, статуса России как главной страны, бросившей вызов глобальной гегемонии Запада.

В преддверие визита президент дал интервью «Синьхуа», в котором были обозначены три основные темы, разбитые на шесть вопросов:

1. Юбилей Победы во Второй мировой войне («80-летие победы и историческая правда», «Россия и Китай как главные победители»).

Необходимо отметить обновленный подход, в контексте которого гораздо меньшее внимание уделяется роли союзников по Антигитлеровской коалиции и делается упор на вклад и потери СССР и Китая. Об англо-американских союзниках в этом контексте вообще не упоминается, а Запад, прежде всего Европа и конкретно Германия предстает реваншистской силой, «беременной» неонацизмом.

Такой подход полностью оправдан, но если ему следовать, то эксперты Фонда "Росконгресс" обращают внимание на необходимость актуализировать и тему подготовки Второй мировой войны, рассмотрев ее с точки зрения роли в этом Запада, а также систематического, перманентного соглашательства союзников с нацистами, поиска путей взаимодействия с ними против СССР.

В контексте российско-китайских отношений важнейшей представляется тема гражданской войны 1945-1949 годов, исход которой в пользу КПК устранил потенциальную угрозу превращения «белого» Китая в плацдарм холодной войны против СССР. (На Каирской конференции, которая предшествовала Тегерану, Чан Кайши согласился на эту роль послевоенного Китая).

2) Вопросы двусторонних отношений (экономика, культура, наука).

3) Международное взаимодействие России и Китая («Укрепление роли ШОС в Евразии», «Координация на международных площадках»).

Отдельно следует подчеркнуть вопрос реформирования Организации Объединённых Наций, который имеет свою историю, поэтому нынешняя позиция, изложенная Владимиром Путиным и, скорее всего согласованная с китайской стороной, знаменует серьезный поворот с отложенными, далеко идущими последствиями.

Впервые вопрос был поставлен в 2004 году, в докладе Группы высокого уровня ООН «Более безопасный мир: наша общая ответственность». Предлагалось два варианта расширения Совбеза, оба по региональному принципу – от основных регионов. Что это такое, и почему важно?

  • Региональный принцип – это представительство разных регионов (в данном случае речь шла о Европе, Азии и Тихом океане, Африке, Американском континенте). Принцип положен в основу ООН еще с создания: по нему выстроен третий по важности главный орган ООН – ЭКОСОК (или ЭКОСОС), включающий 5 РЭК – региональных экономических комиссий;
  • Важно понимать, что с помощью регионального принципа продвигался замысел, включающий:

а) отход от принципа, объединяющего в Совбезе победителей во Второй мировой войне в пользу глобалистских разработок, связанных с «десятирегиональной» и «трехблоковой» моделью Римского клуба. 10 регионов: Запад + 9 остальных; 3 мировых блока: Западный (Северная Америка), Центральный (Европа), Восточный (АТР);

б) постановка условием членства в Совбезе двух критериев: наибольшего финансирования ООН и предоставления в ее распоряжение наибольших миротворческих контингентов. Это был явный подкоп под Россию (в докладе констатировалось, что «некоторые» вклада не вносят, а привилегиями постоянного членства с правом вето – пользуются);

в) весь план был упакован в «широкую» концепцию «миростроительства» («Peacebuilding»): поочередную адаптацию незападных стран под иерархию мирового лидерства во главе с Западом с помощью «конфликтного и постконфликтного урегулирования» (разжигают внутренний конфликт – вводят миротворцев – насаждают порядки – подгребают под себя страну). В структуре ООН под это в 2005 году были созданы предусмотренные докладом Комиссия по миростроительству (КМС), Управление и Фонд миростроительства. Докладом КМС поставлена на третье место после Генеральной Ассамблеи и Совбеза, впереди даже ЭКОСОК. Хотя в итоге КМС так и не стала главным органом, а именно этого добивались авторы доклада:

Из доклада:

…264. Главными функциями КМС должны быть:

- выявление стран, находящихся в состоянии напряжения или под угрозой сползания к распаду государства;

- организация в партнерстве с национальным правительством инициативной помощи в деле недопущения дальнейшего развития этого процесса;

- оказание содействия в планировании перехода от конфликта к постконфликтному миростроительству;

- и, в частности, руководство и поддержание усилий международного сообщества в области постконфликтного миростроительства в течение любого периода, который может быть необходимым.

 

Квинтэссенция этого проекта тогда же, в 2005 году, была изложена советником главы Пентагона – адмиралом Цебровски:

Страны, согласные с глобализацией, принимают западные ценности и передают глобальным корпорациям ресурсы; несогласные – подвергаются цветным революциям, и с ними происходит то же самое.

«Цветные революции» - и есть «конфликтное и постконфликтное урегулирование», под которое неоконы в окружении Буша-мл. разработали и вложили в его выступление в ноябре 2003 года в NED тезис «глобальной демократической революции». КМС – штаб этих процессов, ООН – прикрытие глобализма то есть формальный аналог «мирового правительства» и т.д. «Проба сил» в попытке реализации этих концепций – «арабская весна».

Позиция России и Китая:

Доклад готовился и продвигался в канун властной ротации в нашей стране и при власти «комсомольца» Ху Цзиньтао в Китае. Россию в группе авторов представлял Евгений Максимович Примаков, Китай – Цянь Цичэнь глава МИД при Дэн Сяопине и Цзян Цзэмине, США - единственные были представлены военным – генералом и экс-советником по нацбезопасности Скоукрофтом (что показательно).

Поскольку ни Россию, ни Китай основные положения не устроили, особенно после мирового кризиса 2008-2009 годов и формирования связки Владимира Путина с Си Цзиньпином, а подписи уже стояли, то с нашей стороны пошло противодействие «явочным порядком». На саммитах ШОС в итоговых декларациях из года в год записывалось, что РФ и КНР «не против» расширения Совбеза, но этот вопрос требует тщательной проработки.

Когда в ШОС вошла Индия, претендующая на постоянное представительство в Совбезе, формулировка видоизменилась, но сохранилась. Неофициально говорилось то, что сейчас является мейнстримом: что Россия и Китай – за расширение Совбеза в пользу Глобального Юга, но против включения в него Германии и Японии – стран, развязавших и проигравших Вторую мировую войну. Именно поэтому, согласно утверждению экспертов Фонда "Росконгресс", военная тема в российско-китайской отношениях звучит в настоящий момент.

Мнение России и Китая поменялось в пользу расширения Совбеза по мере консолидации Глобального Юга, в котором Москва и Пекин увидели альтернативу глобалистским схемам, интересную развивающимся странам. Выступление за расширение Совбеза в нашей интерпретации теперь – борьба за Глобальный Юг с Западом.

Подобная аргументация в интервью Владимира Путина «Синьхуа» подается как меры по восстановлению авторитета ООН. И это тоже согласованная позиция.

Заявляется, что ООН сохраняет свою универсальную важность, но во многом растеряла прежний авторитет ввиду произвольного и избирательного отношения к ее Уставу стран Запада. В пример приводится формулировка «мир на правилах», принятая при Байдене; считается, что «правила», основанные на априорном западом лидерстве, подрывают Устав, и с их помощью берется курс на трансформацию ООН в некий «кружок по интересам» вассалов США.

Другой стороной международной координации Москвы и Пекина является сама ШОС. Выступая в МИДе 14 июня прошлого года, Владимир Путин провозгласил создание евразийской системы безопасности взамен евроатлантической, которая себя исчерпала. Сделав это заявление после государственного визита в Китай, Путин отправился с визитами в КНДР, где подписал договор, связанный с военной помощью, и во Вьетнам, где возобновил действие прежнего договора.

С учетом контактов за месяц с лидерами КНР, КНДР и СРВ, наблюдатели сделали вывод, что как раз евразийская система безопасности и строится. Западным флангом ее должен был стать Иран; однако, смена власти в мае – июне 2024 года с передачей ее «реформатору» Пезешкиану поставила вопрос под сомнение. В результате подписание договора затянулось до 17 января 2025 года, и из него была исключена составляющая о военной помощи.

Сейчас Пезешкиан – участник ШОС и будет на саммите; заявлена его встреча с Владимиром Путиным. Стоит следить за любыми признаками, указывающими на то, какие именно выводы сделало иранское руководство из полученных ударов от Израиля и США. В настоящее время общим местом западной аналитики на иранскую тему становится уверенность, что до конца года произойдет вторая серия военных действий, которые были прерваны из-за неожиданных потерь, понесенных Израилем в условиях неэффективности его системы ПРО/ПВО.

В программе участия российского президента в саммите ШОС – встречи с лидерами, помимо Ирана,Сербии, Узбекистана. С лидерами Индии, Турции и Армении Владимир Путин уже встретился в рамках мероприятия. Сообщается, что скорее всего состоится встреча с Ким Чен Ыном; помощник президента Ю.В. Ушаков не исключил встречи с Алиевым, хотя в программе она и не значится.

Наверх