За первые 13 дней сентября российские нефтяные компании экспортировали около 63 тыс. т дизельного топлива в день, что на 31% меньше, чем в среднем по августу, утверждают источники Bloomberg. Данные по экспорту дизельного топлива включают поставки иностранным покупателям через морские порты и железные дороги.
Российские НПЗ проходят сезонное техническое обслуживание, пик которого приходится на период с середины сентября и по середину октября. Производство дизельного топлива упало на 5,5% до примерно 234 тыс. т в сутки. Суточные поставки топлива на внутренний рынок с начала сентября увеличились почти на 1% по сравнению со средним показателем за август, составив около 155 тыс. т в сутки.
Согласно отраслевым данным, полученным агентством Bloomberg, погрузки дизельного топлива из российских портов на Черном и Балтийском морях, включая некоторые партии из Беларуси, в этом месяце составят 1,874 млн т (466 тыс. барр./сут.), что почти на 25% ниже августовского плана. Из этого объема 1,1 млн т будет отгружено через Приморск, 236 тыс. т — через Высоцк и 528 тыс. т — через Новороссийск.
Несмотря на сокращение поставок на внешний рынок, цены на дизель на внутреннем рынке продолжают расти. Стоимость тонны летнего вида топлива, по данным СПбМТСБ, на 19 сентября составляла от 78 до 88 тыс. руб. в зависимости от места отгрузки. Розничные цены на дизель, по данным Росстата, с начала года и по 13 сентября выросли на 7,3% при общем уровне инфляции за этот же период в 3,9%.
Как сообщал «Интерфакс», 15 сентября на совещании у вице-премьера РФ Александра Новака с представителями нефтяных компаний, Минфин и Минэнерго предложили ввести заградительную пошлину на экспорт из РФ нефтепродуктов в размере 250 долл./т, но готовы возместить ее тем компаниям, которые обеспечат необходимые поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу.
Пошлину предлагается ввести как для светлых, так и для темных нефтепродуктов. Если компания выполнит квоты Минэнерго по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, то уплаченные в бюджет средства ей вернут в виде обратного акциза на нефть.
По действующим на 19 сентября правилам, экспортная пошлина на светлые нефтепродукты в октябре составит 7,1 долл./т, на темные — 23,9 долл./т. С 1 января 2024 года в результате «налогового маневра» экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты должны обнулиться.
С 1 января 2023 года начисляется дополнительный платеж к экспортной пошлине в размере 20 тыс. руб./т при экспорте бензина и дизельного топлива, если экспортер не является производителем товара. Однако, как признавали в Минэнерго, мера оказалась недостаточно эффективной для ограничения экспорта и насыщения внутреннего рынка. Минэнерго предложило ввести список спецэкспортеров нефтепродуктов, эта инициатива поддержана вице-премьером РФ Александром Новаком. По данным «Интерфакса», соответствующий указ находится в правовом управлении администрации президента.