Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Рост антимигрантских настроений: протестный потенциал продолжает накапливаться

Мигранты на севере Франции

EPA

В странах Европы, США и других государствах мира продолжает сохраняться тенденция повышенной популярности политических движений и партий, которые выступают против сохранения прежнего миграционного курса – как в отношении нелегальной, так и легальной миграции. Замедление темпов экономического роста в развитых и развивающихся странах, а также повышенная геополитическая напряженность в мире ведут к новому витку столкновений интересов сторонников и противников миграции в качестве решения государственных проблем. 

Негативные настроения по отношению к миграционной политике властей за последние годы уже стали причиной заметного снижения доверия населения к руководству многих стран мира. Возвращение к власти в США Дональда Трампа, рост поддержки таких партий как "Альтернатива для Германии" в ФРГ, "Реформа Соединенного Королевства" в Великобритании, "Национальное объединение" во Франции вполне явно произошел на фоне общественного запроса в этих государствах на более жесткие действия в миграционной сфере. Данные политические объединения, как отметил в августе телеканал NBC, опережают по уровню поддержки населения провластные партии в этих странах. Властям Словакии и Венгрии при этом удается сохранять свои позиции за счет более жесткой миграционной политики по сравнению с официальным курсом ЕС.

В начале декабря в интервью телеканалу BBC [запрещен в РФ] лидер французского "Национального объединения" Жордан Барделла заявил о том, что "массовая иммиграция и мягкотелость наших правительств за последние 30 лет в плане миграционной политики расшатывают основы европейских государств, западных обществ и, в частности, французского общества".

Речь идет о многолетнем накоплении негативных тенденций, при которых далеко не все иностранные мигранты ассимилируются в обществе, не все являются "ценными специалистами". За последние годы они все более явно наблюдаются во многих странах мира. Среди них можно отметить:

  • Обострение ситуации с преступностью;
  • Создание национальных диаспор, анклавов;
  • Повышение рисков терроризма; 
  • Формирование устойчивой коррупционной среды;
  • Усиление нагрузки на социальные фонды;
  • Рост социальной напряженности;
  • Повышенное внимание общества к преступлениям мигрантов;
  • Снижение доверия к власти и провластным партиям; 
  • Размывание национальной идентичности.

В ИИМР ранее отмечали, что власти отдельных стран Европы уже перестали скрывать, что используют миграцию в качестве попытки решения демографического кризиса.

Руководство Испании, в частности, рассчитывает на существенный приток иностранных граждан в долгосрочной перспективе. Рост популярности европейских партий, которые выступают за ограничение миграции в целом, а не легализации миграционных потоков, судя по развитию ситуации в отдельных государствах, пока еще не получил должной оценки. 

В странах Европы при этом активизируются проявления антимигрантских настроений. В частности, в Лондоне в середине сентября 2025 года прошла демонстрация с участием 110–150 тыс. человек, основным требованиям собравшихся было прекращение приема мигрантов из исламских стран.

В декабре новым поводом для подозрений в проведении политики с преференциями в отношении мусульманских мигрантов в Великобритании стали действия властей британского города Портсмут. Жителям города были разосланы официальные письма с предупреждением о штрафах за  украшение дверей и других элементов многоквартирных домов рождественской или какой-либо другой атрибутикой. Негативную реакцию населения данные действия, в том числе, повлекли из-за того, что данные письма со стороны муниципальных властей были направлены в преддверии христианского, а не мусульманского праздника.

За последние годы примеры, которые можно трактовать как попытку "универсализации" или "глобализации" культуры – в том числе, под влиянием миграционных тенденций – также проявлялись и в России. Речь идет об "исчезновении" крестов на изображениях православных храмов на банкнотах номиналом 1000 рублей, которые были официально представлены на сайте ЦБ РФ в октябре 2023 года, но в результате последовавшего общественного резонанса из-за подобных действий центробанка два дня спустя было объявлено о решении отказаться от подобного дизайна купюр. 

В мае 2025 года на официальном сайте и страницах Кремля в социальных сетях появилось обновленное изображение герба РФ с геометрическими фигурами в виде ромбов вместо крестов на державе и коронах двуглавого орла. Подобная попытка трансформации официальных символов государства со стороны администрации президента РФ также столкнулась с общественной критикой и также была отменена. После данных инцидентов в июле в РФ был принят закон, который запрещает изображение религиозных объектов без соответствующих символов. 

В условиях пониженной экономической активности конфликты и инциденты, связанные с мигрантами могут и, скорее всего, будут приобретать повышенный общественный резонанс. Способность государства принимать такое же число мигрантов при все более высокой нагрузке на социальные фонды, в частности, в сфере здравоохранения, объективно снижается по мере накопления данной нагрузки и ухудшения ситуации в экономике. "Крайними" при недостаточно эффективной реализации миграционной политике, будут в очередной раз рядовые граждане.

Вероятными факторами обострения миграционных проблем в ближайшие годы могут стать:

  • Замедление экономической активности в различных странах;
  • Продолжение конфликта на Украине, сохранение нестабильной ситуации на Ближнем Востоке;
  • Проявление накопившегося протестного потенциала в результате провокаций третьих сторон или резонансных преступлений мигрантов.

Миграционный кризис – это, в первую очередь, кризис государственной власти, которая допускает формирование подобных явлений в стране. Стремление решения демографического кризиса за счет легализации миграционных потоков ведут к еще большему раздражению населения. Попытки властей сместить акцент в проблеме на легализацию миграции, потенциальное манипулирование с миграционной статистикой и другие подобные действия могут иметь лишь временный ограниченный эффект и ведут к дальнейшему накоплению протестного потенциала среди коренного населения. 

В последнее время во многих руководство отдельных стран вынуждено все чаще прибегать к "актуализации" планов или пересмотру программ, которые, по тем или иным причинам, ранее были заявлены, но в итоге не были реализованы. Накопление негативных явлений, связанных с реализацией миграционной политики, вполне вероятно, в ближайшие годы заставит руководство многих стран в очередной раз "актуализировать" степень жесткости миграционной политики.

Речь, в том числе, идет о давно назревшем пересмотре участия в программах международному содействию миграции, в частности, по линиям Международной организации по миграции (МОМ), международной организации труда (МОТ) и других подобных структур. В частности, российским руководством подобные соглашения заключались в рамках прежнего движения РФ в фарватере глобализации по западным "порядкам, основанным на правилах". Сохранение государственной инерции в следовании данным соглашениям создает дополнительные риски в новых, более сложных экономических и геополитических условиях.

Дальнейшее выполнение подобных международных обязательств в условиях, когда перед странами обостряются риски для национальной безопасности, будет равнозначно работе не в национальных, а в наднациональных интересах. Власти стран, которые игнорируют данные риски, могут столкнуться с такими же последствиями, как Макрон, Мерц, Стармер и другие европейские политики, которые формально пока еще сохраняют властные полномочия, но, согласно многим опросам общественного мнения, фактически уже потеряли легитимность.

Властям многих развитых и развивающихся стран в целом придется уделять все больше усилий миграционной проблеме. Данная ситуация не разрешится сама собой, не исчезнет после принятия какого-либо одного закона или серии законодательных мер. Со временем будет становиться все сложнее балансировать риски решения демографических и экономических проблем за счет миграции, вероятного сокращения доступных рабочих мест из-за автоматизации и социальной стабильности общества в условиях возможного замедления мировой экономики до стагнации в ближайшие десятилетия. В ИИМР ранее отмечали, что, по отдельным прогнозам, для развитых стран рост в период 2025–2050 года в среднем ожидается повышение ВВП на уровне около 1,2%. Для развивающихся государств также прогнозируется замедление показателей экономического развития – вплоть до темпов роста ВВП ниже 2% в 2040-е годы.

Читать на сайте »