Группа из 60 мигрантов спасена у Канарских островов в Испании
Планы Мадрида по резкому увеличению численности натурализованных мигрантов в течение следующих нескольких десятков лет могут стать примером для подражания для многих властей мира, которые так же готовы поставить под угрозу национальную идентичность своих стран.
Премьер-министр Испании Педро Санчес в своем выступлении в нижней палате испанского парламента в октябре 2024 года назвал Испанию "исторической страной мигрантов", а её жителей – "детьми мигрантов". По словам Санчеса, "радушный прием иностранца – это не только обязанность, но и шаг к гарантии сохранения социального обеспечения в стране".
Из уст испанского премьера эти фразы прозвучали как намек: пришло время возвращать исторические долги. В дальнейшем на основе призывов Санчеса могли бы быть сформированы какие-либо новые богословские течения. Это уже не "любовь к ближнему" в духе итальянского святого Франциска Ассизского, а некая "любовь к дальнему" в трактовке современного испанского руководства. Можно восторгаться подобным неогуманизмом Мадрида – пока не придет неизбежное осознание того, что доброта к чужому – это зло к ближнему.
Население Испании стареет, при этом рождаемость среди коренных граждан остается низкой и не восполняет естественную убыль, как и во многих государствах Европы и других регионах мира. В Испании и других государствах с демографическими проблемами, которые продолжают курс по массовому ввозу иностранных граждан, мягко говоря, выдают нужду за добродетель и планируют провести беспрецедентный эксперимент по увеличению численности мигрантов в стране.
Мадрид готовит население страны к грандиозной по масштабам "обратной реконкисте": в ближайшие годы "радушный прием" придется оказать миллиону иностранных гостей. Дальнейшее гостеприимство испанцев, по текущим прогнозам властей, должно подняться до невиданных ранее высот.
В ноябре 2024 года министр инклюзивности, социального обеспечения и миграции Испании Эльма Саиз в комментариях СМИ сообщила о планах властей по "урегулированию ситуации с нелегальной миграцией". Власти других государств уже выступали с подобными заявлениями, поэтому данная формулировка уже довольно широко известна.
Ее смысл, однако, заключается не "в наведении порядка", как пытаются позиционировать данное выражение в СМИ чиновники различных государств.
Речь идет об увеличении выдачи паспортов иностранным гражданам. По планам Мадрида, в период 2025–2027 годов гражданство Испании получат около 900 тыс. нелегальных мигрантов.
Прогноз численности населения Испании 2005-2070 гг
По прогнозу Банк Испании, опубликованному в начале 2024 года, в течение следующих 30 лет испанской экономике потребуется от 24 до 30 млн мигрантов.
Ситуацию с прибытием в Испанию и пребыванием данных десятков миллионов иностранных граждан на территории "исторической страны мигрантов" в дальнейшем также планируется "урегулировать".
По оценкам статистического ведомства ЕС, в общей численности населения Испании доля неграждан Евросоюзав 2023 году составляла 9,1%. Данный показатель уже выше, чем во всех крупных странах ЕС (Германии, Франции, Италии и ряде других), за исключением Австрии.
Данные национального статистического ведомства Испании за I квартал 2025 года говорят сами за себя: число граждан страны, родившихся в Испании, сократилось на 19,5 тыс. человек. При этом количество граждан Испании, родившихся за пределами страны, увеличилось на 95 тыс. человек.
С учетом планов испанских властей по вручению гражданства почти миллиону мигрантов в ближайшие годы, а также общей довольно благосклонной позиции по отношению к мигрантам Испания очень скоро станет крупной европейской страной с наибольшей долей натурализованных иностранцев.
В более долгосрочной перспективе численность натурализованного иностранного населения Испании, по прогнозам, будет расти опережающими темпами по сравнению с коренным населением. К 2053 году население страны, по прогнозам, увеличится с текущих 49 млн до 55 млн человек. Из них 36,7 млн, как ожидается, будут составлять граждане, родившиеся на территории Испании. Остальные 18,3 млн – испанские граждане, которые родились за пределами страны. В результате, в течение 30 лет доля натурализованных мигрантов в Испании, по прогнозам, вырастет с текущих 9% до 30%.
Правящая коалиция Испании своими высказываниями и намерениями по подобному масштабному "урегулированию нелегальной миграции" в настоящее время является скорее исключением из правил в Европе. Несмотря на рост популярности ультраправой партии Vox ("Голос"), у коалиции Санчеса пока еще есть определенный "запас прочности", который позволяет ей рассказывать про Испанию как "историческую страну мигрантов" с прицелом на превращение ее в таковую в дальнейшем.
В ряде других стран ЕС власти вынуждены учитывать изменения настроений среди коренного населения – из-за резкого падения рейтингов. Один из наглядных примеров этого является Германия, где, как отмечалось, на досрочных парламентских выборах в феврале 2025 года ХДС/ХСС во главе с Фридрихом Мерцем продемонстрировала второй с конца результат с 1949 года.
При этом крайне правая партия "Альтернатива для Германии", наоборот, показала лучший для себя результат, набрав в два раза больше голосов по сравнению с предыдущими выборами: 20,8% в 2025 году по сравнению с 10,4% в 2021 году.
Во главе 6 других крупных стран Евросоюза – Венгрии, Италии, Словакии, Финляндии, Хорватии и Чехии – к власти уже пришли партии, которые можно назвать национал-консервативными и крайне-правыми.
Антимигрантские настроения в ЕС, заметно усилившиеся после миграционного кризиса 2015 года, стали одним из главных факторов роста популярности и приходу к власти данных движений.
В результате, за исключением Испании правительства многих стран Европы в настоящее время формально переключились на более жесткий подход к мигрантам. Но как долго будет сохраняться подобная позиция и насколько эффективными будут принимаемые меры по ужесточению контроля над миграцией?
Новой миграционной волны в ЕС можно ожидать после следующих парламентских выборов в Германии, Италии и других европейских странах. Правящие партии не могут позволить себе понести еще большие потери из-за роста популярности крайне правых движений на фоне антимигрантских протестов, поэтому, скорее всего, будут продолжать создавать видимость "борьбы с миграцией".
Общий долгосрочный вектор по привлечению мигрантов в страны Европы остается в силе. С большой долей вероятности можно говорить о том, что власти Старого света в дальнейшем будут постепенно увеличивать, а не сокращать приток мигрантов.
Текущую ситуацию с мигрантами и подходом властей к ней можно описать словами "два шага вперед, один шаг назад". Бизнес будет продолжать лоббировать идею "необходимости" увеличения миграционных потоков в "экономических интересах". При этом чиновники многих стран будут и дальше обращаться к населению с заявлениями о том, что "межнациональную рознь" и "экстремистские настроения" разжигают некие внешние враждебные силы.
Коренному населению стран ЕС, а также России не стоит питать иллюзии на тему того, что проблема с массовым ввозом "ценных специалистов", которые зачастую не имеют абсолютно никаких специальностей, со временем станет менее острой. Наоборот, текущая сравнительная "стабилизация" миграционных потоков, а также повышенная активность или, зачастую, симуляция активности политиков правящих партий по ограничению миграции, скорее всего, лишь временное явление. Перспективы коренного населения во многих странах мира выглядят неутешительными.
Миграционные потоки сопоставимы с госдолгом стран. Они помогают решить, или, зачастую, создать иллюзию решения экономических проблем в краткосрочном плане. Но в долгосрочной перспективе – это бомба замедленного действия, которая подрывает основы государственности.
И точно так же, как и в ситуации с финансовыми кризисами или долговыми проблемами крупных частных компаний, которые могут иметь ощутимое влияние на экономику страны, речь идет о таком феномене, как "приватизация прибылей и социализация убытков".
Долгосрочные интересы государства не являются тождественными интересам частных компаний. Ввоз "ценных специалистов" – это дополнительная нагрузка на инфраструктуру социального обеспечения, здравоохранение, образования. Зачастую реальный положительный эффект от миграции испытывают на себе корпорации, частный сектор, а также чиновники, которые за счет подобных мер пытаются скрывать систематические провалы в демографической политике.
Миграция ведет к росту преступности, повышению коррупции среди властных органов, усилению рисков терроризма, обострению социальной напряженности и протестных настроений. В долгосрочном плане речь идет о еще более серьезной угрозе в виде размывания национальной идентичности стран, что равнозначно подрыву их национальной безопасности.
Несмотря на это у представителей различных ветвей власти – исполнительной, законодательной – сохраняется слишком большой соблазн, чтобы продолжать ввозить мигрантов. Правительства многих стран зачастую не склонны оценивать данные риски в долгосрочной перспективе, предпочитая взывать к гуманизму, "братству народов" или объяснять социальную напряженность некими "происками врагов".
В условиях рыночной экономики, когда одна из основных целей использования труда мигрантов со стороны властей заявляется как экономическая, воззвания к некоему "братству народов" из прошлого или другим элементам прежних социально-общественных строев выглядят не просто абсурдными – они подчеркивают антинациональную и манипулятивную сущность подобных тезисов.
Мигранты "нужны" коренным гражданам стран в таком же смысле, в котором населению "нужна" девальвация национальных валют. Данный феномен помогает компаниям-экспортерам сохранить конкурентоспособность их продукции на мировых рынках (а также стимулирует отток капитала), но при этом снижает покупательную способность и реальные доходы населения.
Интересы коренных народов стран в будущем будут учитываться в той степени, в которой они будут готовы отстаивать их. Примеры многих стран показывают, что власти с большим запозданием реагируют на обострение социальной напряженности. Ошибки в просчете рисков при реализации миграционной политики приведут к серьезным проблемам для многих государств.