Рубль снизился по отношению к доллару США в прошлом году на 17,5%. Это второй худший показатель после турецкой лиры среди валют развивающихся стран.
Основной фундаментальной причиной снижения курса рубля является динамика торгового баланса. ЦБ неоднократно подчеркивал, что в условиях санкций курс рубля определяется балансом спроса со стороны импортеров на валюту и объемом предложения со стороны экспортеров.
Есть два фактора слабости платежного баланса в настоящее время. Во-первых, технический — динамика первичных расчетов в рамках сальдо текущего счета. В балансе отражается вывод средств нерезидентами, хотя все эти средства, полученные в качестве дивидендов, получение прибыли иностранными лицами и т.д., остаются на счетах типа С. Без учета этих средств даже при первоначальных оценках отрицательное сальдо текущего счета могло быть минимальным или его бы не было вовсе.
Во-вторых, экономическая политика предполагает сокращение профицита торгового баланса из-за низкой ключевой ставки в первом полугодии и резкого роста расходов бюджета. Импорт в таком случае увеличивается, причем это происходит на фоне падения экспорта.
Дополнительное давление на рубль по-прежнему оказывают санкции и геополитическая напряженность, в том числе с точки зрения эмоциональной оценки ситуации участниками рынка.
При постепенной стабилизации ситуации, даже без фактической отмены санкций, рубль получит ощутимую поддержку. Улучшение геополитической повестки приведет как к росту цен на российскую нефть, так и к сокращению оттока капитала, а также увеличит приток валюты за счет возвращения хотя бы части средств инвесторов.
Стабилизация курса рубля была обеспечена ожиданиями введения мер валютного контроля. Тем не менее, власти решили не устанавливать нормативы продажи экспортерами валютной выручки и не вводить ограничения на движение капитала. В неформальном порядке правительство договорилось с экспортерами об увеличении продажи валютной выручки.