Рынок Титана: Спрос против геополитики

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Рынок титана будет расти более чем на 6% в год. Есть две основные ветви рынка — титан как металл и диоксид титана. Россия занимает доминирующую позицию на рынке высококачественного титана для авиаиндустрии.

 

  • Рынок титана будет расти более чем на 6% в год. Текущая оценка — свыше 25 млрд долл. Сейчас котировки титана стабилизировались вблизи отметок, наблюдавшихся в начале постковидного восстановления. Этому предшествовал резкий скачок в начале СВО.
  • Есть две основные ветви рынка — титан как металл и диоксид титана. Здесь существенная разница по игрокам и области применения. Титан как металл больше всего потребляют авиаотрасль и кораблестроение. Диоксид незаменим в лакокрасочных покрытиях, этот рынок примерно в три раза больше.
  • В последние 5 лет ключевой проблемой был ковид, так как падал спрос на самолеты и автомобили. Сейчас идет уверенное восстановление. Россия занимает доминирующую позицию на рынке высококачественного титана для авиаиндустрии. На таком фоне ЕС не рискует вводить первичные санкции.

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

 

В чем особенность рынка титана, как он применяется?

Главная особенность рынка титана в том, что непосредственно металл и диоксид — это два разных рынка.

В 2021 году мировой рынок диоксида титана оценивался в $20,9 млрд. К 2026 году ожидается $27,9 млрд, среднегодовой рост составит 5,9%. Его катализатором станет производство лакокрасочных покрытий для автомобильной промышленности и строительства. Мировое производство автомобилей в 2021 году выросло на 3%, до 80,14 млн штук. Продажи выросли приблизительно на 30%. Диоксид титана незаменим при покраске кузова и пластиковых частей автомобиля.

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

 

За 2021 год девелоперы КНР сгенерировали добавленную стоимость в размере $150 млрд. В строительстве диоксид титана также незаменим: он рассеивает солнечный свет, защищает поверхности от грибка и плесени.

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

 

Специфика рынка диоксида титана — в его высокой концентрации. На 7 крупнейших производителей приходится 56% мирового объема. Ещё 36% производят 50 компаний в КНР. При этом на Китай приходится треть мирового потребления.

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

 

Китайская индустрия лакокрасочных покрытий продолжила стремительное развитие после ковида, и это станет одним из ключевых драйверов роста мирового рынка. Потенциал наращивания спроса в КНР велик: на данный момент на душу населения в КНР потребляется 1,7 кг диоксида титана в год. В США — 2,7 кг. В Западной Европе — 3 кг.

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

 

Мировой рынок титана (металла) в 2021 году оценивался в $4,1 млрд. По прогнозам, к 2026 году он должен вырасти до $6,1 млрд. Среднегодовые темпы роста составят 7%.

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

75% от общего объема титана применяется в авиакосмической промышленности. Остальные 25% приходятся на кораблестроение, химическую промышленность и энергогенерацию, а также другие сегменты, например, протезирование в медицине.

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

 

Ключевой игрок на мировом рынке титана — Россия. ВСМПО-АВИСМА контролирует четверть рынка. В первой пятерке также три компании из Японии, и одна — из Казахстана. При этом Россия обладает уникальными компетенциями в сфере производства титана для авиационной промышленности.

Кто добывает и производит титан?

Мировым лидером по добыче диоксида титана является Китай: в 2021 году показатель составил 3 млн т. ЮАР отстает в три раза, Мозамбик — в три с лишним. В Норвегии, замыкающей первую пятерку, добыто всего 440 тыс. т диоксида титана.

 

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

 

На первом месте по производству губчатого титана, из которого вырабатывается весь металл — также Китай. Показатель за 2022 год составил 150 тыс. т. На втором — Япония: 50 тыс. т. Третье место в мире занимает Россия: 25 тыс. т.

Какие угрозы развитию рынка существуют в 2023 году?

Их две: геополитическая и последствия пандемии. Ковид ударил по спросу на самолеты, автомобили и лакокрасочные покрытия. Цепочки поставок и рабочая сила также оказались под влиянием пандемии. С 2021 года наблюдается восстановление рынка, но его потенциал ограничен из-за усиления геополитического фактора.

Европа — прежде всего Airbus — пытается отказаться от российского титана по политическим причинам. Утверждается, что зависимость удалось снизить с 65 до 50%, но сама компания не подтверждает эту информацию. Boeing приостановил закупки, переключившись на поставщиков из АТР, исключая Китай. Минобороны США, чьи заказы выполняет концерн, не хочет менять зависимость от одного потенциального противника на другого.

У самих западных стран возможности производства титана весьма ограниченны. В США действует один комплекс по переработке руды. Ни в одной из 28 стран ЕС таких заводов нет.

Рынок Титана Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

 

Титан для авиационной промышленности требует особой компетенции в производстве. На начало 2022 года Россия поставляла 50% мирового объёма. Процесс сертификации альтернативных поставщиков затягивается на месяцы и годы — и часто заканчивается тем, что металл признают некачественным. Это грозит глобальным дефицитом авиационного титана, несмотря на кажущиеся высокими общие объемы поставок из КНР и Австралии.

Российское производство титана: в чем уникальность нашей страны как игрока?

В современных моделях Boeing и Airbus доля титана составляет 14 - 15%. Она может показаться небольшой, но этот металл незаменим благодаря двум ключевым свойствам: сопротивляемости высоким температурам и гальванической коррозии. Экономически выгодная альтернатива титану отсутствует.

Рынок Титана Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

 

Boeing временно прекратил закупки, но ранее российские поставки закрывали свыше 30% потребности в металле. Показатель Airbus составлял 65%, поиски альтернативы позволили снизить его лишь на 15%, и это снижение не подтверждается надежными источниками. По Embraer текущий показатель — около 100%. Похожая картина наблюдается среди производителей двигателей. Rolls Royce — 20%, Safran — 50%.

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

 

Вторичные санкции оказывают влияние на поставки руды в Россию и ее оплату. Таким образом западные страны, вводившие ограничения, ухудшают условия на рынке авиационного титана, в котором сами же и нуждаются. Постковидное восстановление усугубит дефицит.

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

Промышленный авиационный титан получается в результате переработки, первичного и вторичного производства. Во всем мире только одна японская компания сейчас способна конкурировать с ВСМПО-АВИСМА. Есть ещё три потенциальных конкурента — один в Японии, два в США — но им потребуются многомиллионные инвестиции и как минимум год на ввод в строй дополнительных мощностей. Сейчас они осуществляют один-два этапа из трех необходимых для производства авиационного титана.

Какие перспективные рынки будут закупать титан из России?

Перспективным рынком для России станет Азия, прежде всего — Китай. Сейчас идут переговоры о совместных инвестициях в крупное Пижемское месторождение титановых руд. КНР планирует вложиться в полный цикл производства, то есть впоследствии речь может идти о закупках не только руды, но и готовой продукции. Ориентировочные сроки реализации проекта — 2026 год.

Потенциально уязвимые места российской титановой индустрии и украинский фактор

Запасы титановой руды в России превышают 600 млн т., при этом в основном используется импортное сырьё.

 

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

В плане закупок титана для дальнейшей обработки Россия ощутимо зависит от недружественных режимов. В 2020 году импорт из США, Эстонии и Украины в денежном выражении превысил $24 млн. За этот же период поставки из Казахстана и Китая оценивались в $28 млн. Индия по своему показателю ($4 млн, наиболее высокие темпы роста) приближается к первой пятерке.

Учитывая сложившуюся геополитическую обстановку, речь идет о необходимости замещения примерно половины объема импорта от крупнейших поставщиков. Процесс диверсификации идет: перспективными поставщиками считаются Вьетнам и Мозамбик. Пока существенного наращивания поставок не произошло, но пример Индии показывает, что страны, не относящиеся к сфере влияния США, охотно идут на укрепление торговых отношений.

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

По данным Института геологии Национальной Академии наук, в недрах Украины содержится около 20% мировых запасов титановых руд. Мощности по добыче были созданы во времена СССР. Сегодня вопрос запасов титана — это вопрос ресурсного суверенитета России. Запад также претендует на эти ресурсы на фоне низкого уровня собственного производства и добычи. При этом стабильность поставок из КНР под угрозой из-за тайваньского вопроса.

Как изменится рынок титана в ближайшие пять лет?

Российский титан в авиакосмической отрасли незаменим. Азиатско-тихоокеанский регион станет лидером восстановления спроса на самолёты. Крупнейшие авиаконцерны по мере стабилизации геополитической обстановки вернутся к закупкам в России. В 2020 году власти США отменили собственные санкции против российского титана после двух недель их действия. Брюссель в 2022 году не стал вводить ограничения — несмотря на то, что предложение выдвигалось на уровне ЕС. В данном случае запад опасается бумеранга санкций.

Рынок Титана: Спрос против геополитики

Источник: worldmarketstudies.ru

После пандемии спрос на титан и диоксид титана растёт: мировой экономике нужны самолёты, автомобили и лакокрасочные покрытия для строительства. Среднегодовые темпы роста рынка будут составлять около 7% до 2026 года.

В средне- и долгосрочной перспективе США предпримут попытки возродить свои мощности по переработке титана. Япония, как страна, дружественная США и ЕС, может стать основной альтернативой России. Сама Европа, в которой исторически не было ни одного комбината по производству титана, не планирует создавать эти мощности с нуля.

Сроки реализации крупных титановых проектов — 2-3 года, поэтому в краткосрочной перспективе мировому рынку грозит дефицит металла, особенно высококачественного, для авиакосмической отрасли. На данный момент крупнейшие концерны (Airbus и Boeing) еще не израсходовали складские остатки титана, но для трейдеров сама угроза нехватки вскоре станет доминирующей темой. Прогноз по цене титана на 2 квартал 2023 года — 8,2 - 8,5 долл./кг.

Последние материалы

09:47, 21 ноября 2024, четверг
"Большая двадцатка" – все еще платформа для диалога или реликт уходящей эпохи?

В период, когда процессы глобализации уступили место формированию региональных альянсов и намечается раскол между развитыми и развивающимися странами, формат G20 превращается не более чем в "совместное фото на память".

10:27, 19 ноября 2024, вторник
Эксперты ЦБ: повышение ставки центробанка может приводить к росту цен, но "эффективные" компании справятся

Авторы опубликованной в ЦБ РФ аналитической записке допустили, что повышение процентных ставок может вести к росту инфляции в экономике, при этом призвав не рассматривать данное утверждение "как официальную позицию Банка России".

13:09, 16 ноября 2024, суббота
COP29 – геополитический раскол климатической повестки

Конференция ООН по климату в Азербайджане обнажила противоречия между развивающимися и развитыми странами, поставив больше вопросов, чем ответов относительно дальнейшего развития мировой "зеленой повестки".

12:43, 14 ноября 2024, четверг
Торговая война–2025: кто в Европе пострадает сильнее всех от пошлин Трампа?

Ряд крупных стран Евросоюза в лице Германии, Италии и Ирландии могут понести наиболее ощутимые экономические потери. При этом ожидаемое повышение импортных пошлин США в ходе второго президентского срока Дональда Трампа может пройти в несколько этапов. 

10:12, 13 ноября 2024, среда
"Одна семья – трое детей" Китая: попытка разминировать крупнейшую демографическую бомбу в мире

Угроза старения и долгосрочного снижения численности населения Китая привела к резкой смене приоритетов в демографической политике страны. Однако новые меры господдержки семей, одобренные после нескольких десятилетий ограничения рождаемости, пока не привели к желаемым результатам. 

21:11, 11 ноября 2024, понедельник
Репатриация золота мировыми ЦБ: США и Великобритания утратили доверие

Тенденция по возвращению золота из хранилищ в Нью-Йорке и Лондоне остается в силе, при этом к репатриации золота все активнее подключаются страны Глобального Юга.

20:52, 8 ноября 2024, пятница
Внешнеполитическое казино Трампа: ставка на пошлины


Общее число стран, которые могут понести определенные потери от нового президентства Трампа из-за нового витка торговой войны в мире в целом заметно выше количества потенциальных "бенефициаров" его возвращения к власти.

20:23, 7 ноября 2024, четверг
Германия на перепутье: "Светофор" сломался, министры разбежались

ФРГ оказалась в состоянии экономического и политического кризиса. Коалиционное правительство распалось, экономика страны находится на грани рецессии.

18:15, 7 ноября 2024, четверг
Второй срок Трампа: как изменится экономика и внешняя политика США

Возвращение Дональда Трампа на пост президента приведет к изменениям во внутренней и внешней политике с возобновлением изоляционистского курса США.

11:33, 4 ноября 2024, понедельник
Евросоюз заходящего солнца: сделано в Китае

В надежде "стать независимыми" от энергоносителей России страны ЕС оказались в полной зависимости от Китая в импортных поставках компонентов солнечной энергетики. На фоне серии банкротств и закрытий ряда компаний производящих солнечные модули, в Брюсселе также начали торговую войну с Пекином из-за импорта электромобилей. 

Наверх