Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»
Аналитические материалы про экономику, макроэкономику, геополитику, глобальные рынки, экономический foresight - ООО «ФОРУМ»

Сирийский кризис – миграционные последствия для Европы

Сирийские беженцы в Берлине

AP/TASS

Приход к власти в Дамаске исламистских группировок и потенциальный распад страны уже провоцирует рост нестабильности в регионе. Вкупе с гуманитарным кризисом в Газе и Ливане сирийский вопрос предвещает и обострение миграционных проблем в ЕС.

Власти Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Швеции, Дании, Нидерландов, Норвегии, Греции, Хорватии и ряда других государств 9 декабря объявили о том, что приостанавливают процесс рассмотрения просьб о предоставлении убежища для граждан Сирии. При этом на уровне Евросоюза аналогичного решения пока не принято.

аявления властей европейских стран в целом скорее выдают желаемое с их стороны за действительное. Многие из них оказывали политическую поддержку, а ряд стран и финансово-военную помощь различным группировкам в войне с правительством Асада с 2011 года. Станет ли теперь Сирия действительно более безопасной, когда к власти фактически пришли бывшие члены "Аль-Каиды" [признана террористической в РФ]? Группировка ХТШ была создана на основе "Джебхат Ан-Нусры" [признана террористической в РФ], в цели которой помимо свержения Башара Асада входило "создание исламского эмирата на территории Сирии".

В результате, как и с военной интервенцией НАТО в Ливии в 2011 году, когда западные страны помогли исламистским группировкам "освободить" страну от власти Муаммара Каддафи, есть большая вероятность дальнейшей дестабилизации ситуации в Сирии. Пример Ливии показал, что после свержения Каддафи обострилась еще сильнее и поток беженцев с ее территории в Европу со временем увеличился.

Еще до захвата власти в Сирии группировкой "Хайят Тахрир аш-Шам" [признана террористической в РФ] ряд стран ЕС во главе с Италией и Австрией предпринимали попытки пролоббировать изменения статуса Сирии на "безопасную страну" для того, чтобы приостановить процесс принятия беженцев и начать депортацию уже принятых мигрантов обратно. 

Однако, судя по всему, европейские политики не задумываются не только о безопасности в странах, где происходит насильственный захват власти после военного конфликта, но и о предпочтениях самих мигрантов, которые могли сформироваться после пребывания в Европе. В особенности это касается беженцев, которые уже не первый год находятся в ЕС – теперь власти стран, к которым они обратились с просьбой об убежище, хотят отправить их на родину – к исламистам. Налицо определенный синтез логических конструкций – "Это безопасно, уверяю" и "Проверять я это, конечно, не буду".

В комментариях изданию Washington Post бывший сотрудник Госдепартамента США Ричард Олбрайт отметил, что властям европейских стран "стоит умерить свои ожидания относительно того, что сирийские беженцы бросятся обратно в Сирию". По его словам, "итоги революций "Арабской весны" в Египте, Ливии и Тунисе заставят многих задуматься о том, стоит ли отказываться от жизни в Европе в пользу возвращения обратно". 

В настоящее время ситуация в Ливии по-прежнему далека от стабильной, при этом в ряде стран Ближнего Востока и все той же Сирии созданы условия для нового исхода беженцев из региона. 

Второй миграционный кризис в ЕС

С момента начала военного конфликта в Сирии в 2011 году страну покинули, по ряду оценок, около 6,3 млн человек. Наибольшее число сирийских беженцев приняла Турция – свыше 3 млн человек.

Приток мигрантов в ЕС 2014-2023, млн человек

Источник: worldmarketstudies.ru

В настоящее время в Евросоюзе фактически уже идет вторая волна миграционного кризиса – и она началась еще до бомбардировок Газы в течение всего года и начала авиаударов по Ливану со стороны Израиля осенью и захвата власти в Сирии различными исламисткими группировками в начале декабря 2024 года.

Общее число прибывших в 2023 году в Евросоюз мигрантов достигло рекорда, превысив 4,1 млн человек: всего в странах ЕС было выдано 3,74 млн первичных видов на жительство – рекордный уровень с момента начала ведения статистики с 2013 года, по оценкам Евростата. При этом еще 385 тысяч человек попали в ЕС на нелегальных основаниях. В результате, в Европе были превышены показатели 2015 года, когда общие цифры по легальной (1,99 млн) и нелегальной (1,82 млн) миграции составили около 3,8 млн человек.

Число нелегальных мигрантов в ЕС в 2023 году, по данным Европейской службы пограничной и береговой охраны, стало наиболее высоким с 2016 года. Наиболее многочисленной группой лиц, пересекших границы стран ЕС на незаконных основаниях, стали сирийцы. 

Количество первичных обращений о предоставлении убежища в ЕС 2008-2023гг

Источник: worldmarketstudies.ru

В 2023 году с первичной просьбой о предоставлении убежища в Евросоюзе обратились 1,04 млн человек. По оценкам статистического ведомства ЕС, для Европы "это наиболее высокий показатель с рекордных значений, зафиксированных в ходе миграционного кризиса в связи с войной в Сирии в 2015 и 2016 годах".

Первый миграционный кризис в Европе в целом произошел не сразу после начала "Арабской весны" в странах Северной Африки и Ближнего востока в 2011 году. Поток мигрантов из Ливии и Сирии начал расти по мере эскалации конфликтов в данных странах, пиковые значения в ЕС был отмечены в 2015 году, через несколько лет после распада Ливии и начала войны в САР. 

Первичные обращения о предоставлении убежища в ЕС

Источник: worldmarketstudies.ru

На этот раз временной промежуток с момента обострения кризиса в Палестине, Ливане и Сирии и новым увеличением миграционного потока из ближневосточного региона может оказаться не таким длительным, как в начале " Арабской весны". В октябре 2024 года в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев уже заявили о том, что в ближайшей перспективе есть вероятность увеличения потока беженцев из Ливана и Газы. 

Новое ужесточение пограничного контроля

Кризис с мигрантами в Европе 2015 года привел к введению более жестких мер не только по внешнему периметру стран ЕС, но и внутри самой Европы. 
Заявления о приостановке приема сирийских беженцев – один из явных сигналов о том, что власти ЕС готовы пойти на новые ограничения – лишь бы не принимать новых мигрантов из Ближнего Востока.  Косвенным подтверждением того, что в 2025 году произойдет новое ужесточение пограничного контроля, является намерение стран решать проблемы с мигрантами, в обход руководства Евросоюза. В частности, Германия и Великобритания собираются активизировать усилия по борьбе с нелегальной миграцией – 10 декабря власти стран подписали в Лондоне совместный план действий в данной сфере.

В сентябре 2024 года власти Нидерландов подали официальное заявление в Еврокомиссию о выходе из общеевропейских договоренностей по предоставлению убежища. С декабря 2024 года в Нидерландах также начал действовать пограничный контроль с Бельгией и Германией.

Соответствующие меры ранее приняли власти Австрии с последующим продлением сроков их действия. Меры контроля на австрийских КПП на границе с Венгрией и Словенией в настоящее время действуют до 11 мая 2025 года, с Чехией и Словакией – до 15 апреля 2025 года. Вполне вероятно, что они вновь будут продлены после истечения данного срока.

В октябре 2023 года власти Германии объявили о возобновлении пограничного контроля на границе страны с Польшей, Чехией, Австрией и Швейцарией. В начале сентября 2024 года в ФРГ сообщили о продлении действия контроля по данным направлениям, а также введении пограничного контроля "на всей протяженности сухопутной границы Германии с Францией, Люксембургом, Нидерландами, Бельгией и Данией". Данное расширение пограничного контроля принято сроком на 6 месяцев, начиная с 16 сентября. В сообщении было также отмечено, что "данные меры безопасности необходимы в особенности для защиты от исламистского экстремисткого терроризма и серьезных трансграничных преступлений".

Власти Польши, как отметил портал Schengen.news, назвали данное решение ФРГ о мерах пограничного контроля "недопустимым".

В настоящее время в Евросоюзе фактически перестала действовать сухопутная "Шенгенская" зона, многие страны установили пограничный контроль между собой внутри ЕС и пока не собираются отменять данные меры.

Потребность в мигрантах

Несмотря на меры по ужесточению пограничного контроля и заявления о планах по депортации мигрантов обратно страны ЕС, тем не менее, заинтересованы в том, чтобы миграционные потоки не останавливались. Евросоюз нуждается в мигрантах из-за сокращения рабочей силы, старения населения и в целом низких показателей рождаемости. 

Одним из примеров неблагоприятной демографической ситуации в ЕС является Германия. В конце июня 2024 года Федеральное статистическое ведомства ФРГ опубликовало результаты переписи населения. В период с 2011 по 2022 годы население Германии выросло на 2,5 млн до 82,7 млн человек. Согласно прежним оценкам, предполагалось, что показатель роста населения страны окажется на 1,4 млн человек выше. Реальная цифра оказалась ниже, чем ожидалось, более чем в половине (56%) муниципалитетов ФРГ. Основной причиной расхождения в оценках населения Германии стали мигранты – их общее число оказалось на 1 млн человек ниже прогнозов.

Из-за более низких показателей властям ФРГ, как отмечалось, придется пересматривать прежние прогнозные оценки – и стратегии по привлечению мигрантов в страну. Незадолго до публикации обновленной статистики по переписи населения Германии в Институте исследований развития зданий, городов и пространств (BBSR) опубликовали прогноз о том, что к 2045 году население ФРГ увеличится до 85,5 млн человек – в основном за счет новых мигрантов. Доля трудоспособного населения сократится на 2%, при этом число немцев пенсионного возраста старше 67 лет вырастет на 13,6% по сравнению с 2023 годом. 

Согласно данным федерального ведомства статистики ФРГ, по состоянию на начало 2024 года сирийцы уже стали 3-м по величине этносом в Германии после турок и поляков с общей численностью в 972 тыс. человек.

Необходимость продолжения привлечения мигрантов в странах Европы, а также других регионов мира с низкими показателями рождаемости означает, что в дальнейшем властям многих государств будет все труднее соблюдать баланс между интересами коренного населения и экономическими, а также демографическими факторами. Решение дилеммы "депортировать нельзя оставить" для руководства многих стран ЕС в дальнейшем будет стоить политической карьеры.

Новая волна национализма в Европе

Первый миграционный кризис уже привел к политической нестабильности в Европе – на фоне наплыва беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока уровень поддержки канцлера Германии Ангелы Меркель среди населения ФРГ упал с 70% в 2015 году до 50% в 2018 году. Фактически именно миграционный кризис создал предпосылки для ее завершения карьеры в качестве канцлера Германии, который ранее пользовался высокой поддержкой среди населения страны.  

Во многих странах ЕС выросла популярность крайне правых и других оппозиционных партий, выступающих за более жесткий контроль за миграцией. Подобные партии набрали политические очки во Франции, Австрии, Нидерландах и ряде других стран.

В феврале 2025 года в ФРГ пройдут досрочные парламентские выборы. Крайне правые (АдГ) и консерваторы (ХДС/ХСС), находившиеся в оппозиции при распавшемся коалиционном правительстве Шольца, согласно последним данным, в частности опроса Infratest, занимают лидирующие позиции. Вопрос о миграционной политике для немцев, судя по данным опроса, занимает второе место по значимости после экономики.

В случае нового наплыва беженцев в ЕС из стран Ближнего Востока – и в том числе Сирии – среди населения стран Европы может усилиться антагонизм к внешнеполитическому курсу Евросоюза. 

На текущий момент, очевидно, что многолетняя поддержка "Арабской весны" в странах Северной Африки и Ближнего Востока привела к обострению военных конфликтов и дестабилизации всего региона. 

В самом Евросоюзе "внезапно" перестали действовать Шенгенские соглашения, усилились риски терроризма, ухудшилась криминогенная обстановка, при этом сами граждане Ливии, Сирии и других государств вместо того, чтобы наслаждаться плодами "свободы" под руководством исламистов на родине скорее стремятся и дальше проживать и "добра наживать" в Европе.

Читать на сайте »