США активизируют ставку на малые ядерные реакторы

Атомная электростанция "Гундремминген" в Германии

Администрация Трампа рассчитывает на более быстрое внедрение микро- и небольших ядерных реакторов по сравнению с администрацией Байдена, в том числе, за счет синергии усилий и финансирования частных корпораций высокотехнологичного сектора и министерства войны США.

В рамках ежегодной встречи и выставки Ассоциации армии США представители администрации Трампа сообщили о запуске совместного проекта военным и энергетическим министерствами страны. Министр армии США Дэн Дрисколл и министр энергетики США Кристофер Райт прокомментировали новую инициативу под названием "программа Янус". Чиновники отметили, что проект назван в честь римского бога перемен и представляет "переход от прототипов к полноценной коммерческой ядерного энергии".

По словам министра энергетики США, американские власти рассчитывают, что "по крайней мере, один микрореактор начнет вырабатывать энергию уже в следующем году". Озвученные планы по программе "Янус" – это, фактически, продолжение "проекта Пеле", который был запущен в интересах военного ведомства США в 2022 году.

Еще более ранней итерацией планов военных США в данном направлении является "проект Дилитий" (Dilithium). Данная инициатива была запущена в 2019 году Управлением стратегических возможностей (SCO) при военном министерстве США. Американский портал The War Zone публиковал слайды из презентации военного ведомства США по данному проекту. Согласно запросам военного ведомства, ядерные реакторы должны были обладать "мощностью от 1 до 10 МВт и весить не более 40 тонн". В числе требований также входила возможность перевозки реактора на грузовом полуприцепе, а также грузовыми самолетами ВВС США, в частности, C-17A Globemaster.

Проект "Дилитий" был приостановлен, но в 2022 году, как отмечалось, был запущен проект "Пеле". Экспериментальные работы с компактными ядерными установками ранее проводились как в армии СССР, так и в армии США еще в начале 1950-х годов. При этом СССР фактически принадлежит первенство в эксплуатации малых ядерных реакторов – первым подобным реактором, введенным в промышленную эксплуатацию, стал советский АМ-1, запущенный в 1954 году на Обнинской АЭС. 

В дальнейшем в атомной энергетике был сделан упор на более создание более крупных реакторов в промышленных целях. Проекты использования компактных ядерных установок – в частности, в экспериментальных крылатых ракетах, самолетах-лабораториях, – были прекращены в обеих странах. В РФ со временем вернулись к отдельным разработкам в этой сфере, в частности, в плане выполнения работ по программе создания крылатой ракеты "Буревестник". Разработка ядерной торпеды "Посейдон" также является примером использования компактных ядерных реакторов в военных целях. 

В мае 2025 года Трамп подписал указ "о применении продвинутых ядерных технологий в целях национальной безопасности". В указе отмечается, что "эксплуатация ядерного реактора на военной базе армии США на территории страны начнется не позднее 30 сентября 2028 года".

Реализация проекта "Янус" в рамках данного указа предполагает более амбициозные сроки по сравнению с планами армии США при администрации Байдена. Вместо заявленной в 2024 году цели по "созданию к 2030 году двух микрореакторов мощностью от 3 до 10 МВт с использованием 20%-ного обогащенного урана-235" в администрации Трампа рассчитывают, что частные компании поставят армии США рабочие модели малых ядерных реакторов заметно раньше – к осени 2028 года.

Можно констатировать, что власти США при Трампе довольно быстро приняли решение перейти от предварительной, экспериментальной стадии к первому заказу на подобные реакторы. Прототип малого ядерного реактора в рамках "проекта Пеле" пока не функционирует, процесс сборки экспериментального реактора начался в июле 2025 года и пока не закончен. 

Также сохраняются вопросы по исполнителям данного контракта. В апреле 2025 года были выбраны 8 потенциальных компаний, которые смогут участвовать в проекте. Одна из компаний, BWXT Advanced Technologies, продолжает сборку реактора "Пеле", другие фирмы и стартапы из представленного списка, в частности, Kairos и X-Energy, начали вести разработку малых ядерных реакторов в рамках контрактов с частными американскими корпорациями еще до включения в состав претендентов на выполнение контракта в интересах министерства войны США.

Данные усилия со стороны министерства войны США и администрации Трампа можно рассматривать в качестве попытки американских властей более активно включиться в процесс финансирования разработки и внедрения малых ядерных реакторов. Одна из причин – заключение сделок и планы по созданию новых инфраструктурных мощностей в сфере ИИ в виде строительства новых центров обработки данных при Трампе заметно ускорились по сравнению с предыдущим периодом администрации Байдена. 

Размещение более крупного заказа в интересах военных США на ближайшие годы было сделано на фоне притока средств в сектор разработки малых ядерных реакторов со стороны компаний высокотехнологичного сегмента США, в частности, Amazon, Google, OpenAI и многих других. Власти США, вполне вероятно, ожидают более быстрых результатов в данном направлении за счет масштабной ставки частных корпораций США на инфраструктуру ИИ и энергообеспечение новых объектов.

Второй, и потенциально, не менее серьезный довод – обход ограничений военными США, с которыми они бы столкнулись, если бы речь шла о строительстве обычных АЭС. Реакторы, которые, как планируется, будут созданы в рамках проекта "Янус" будут принадлежать и управляться частными компаниями, при этом у военных будут эксклюзивные права по владению конечным продуктом. В рамках данной схемы эксплуатация реакторов не будет подпадать под более жесткие нормы регулирования, которые относятся к традиционным АЭС.

Ранее в ИИМР отмечали, что ставка на небольшие ядерные реакторы со стороны США сделана скорее по необходимости. Если бы у частных компаний и американских властей были бы возможности быстро увеличить генерирующие мощности за счет существующих технологий – они бы воспользовались ими. Но вместо этого корпорации и госсектор США рассчитывают, что экспериментальные модели малых ядерных реакторов в ближайшие несколько лет будут успешно протестированы и введены встрой, что поможет сгладить потенциальные проблемы при масштабном строительстве новых ЦОД. США не являются лидерами в сфере строительства АЭС в мире, однако успешная реализация данных планов потенциально может позволить им занять данную нишу в атомной энергетике.

Российская ГК "Росатом" также ведет разработку малых атомных реакторов, но совокупные финансовые затраты в этих целях со стороны частных американских корпораций и министерства войны США, превышают возможности российской компании.  

РФ и другим странам, по отношению к которым США, по всей вероятности, в дальнейшем продолжат представлять и активно формировать угрозу национальной безопасности, стоит оценить возможные меры противодействия использованию подобных малых реакторов, в случае их успешной реализации. США активизировали работу над автономным энергообеспечением своих иностранных военных баз США с помощью малых АЭС. Конечно, потребуется, чтобы текущие первоначальные заказы военного ведомства США в ближайшие годы были действительно выполнены и первые реакторы были успешно "обкатаны" на американской территории. 

Речь может идти о разработке комплекса мер по оказанию физического или удаленного воздействия (в частности, в виде кибератак, если комплексы управления какими-либо из подобных реакторов будут подключены к интернету). Кроме того, планы по использованию данных малых реакторов американскими военными за пределами США позволяет говорить о намерении американских властей в очередной раз нарушить международные договоренности. 

Меры военного противодействия и кибер-саботажа применения данных АЭС могут и должны быть дополнены дипломатическим воздействием. Примером такого воздействия могло бы стать формирование более явного понимания риска у граждан государств, на территории которых США могут разместить подобные ядерные реакторы на военных базах.

Поводом для предположений о том, что США планируют размещение малых ядерных реакторов на своих базах на территории других стран являются как уже отмеченные планы американских военных об их размещении, а также заявленные ранее требования по возможностям морского и авиационного транспортирования малых ядерных реакторов в рамках проекта "Дилитий". Тогда же отмечалось, что военные США хотят иметь возможность доставки реакторов на базы передового развертывания (FOB). Большинство подобных американских оперативных баз расположены за пределами США.

Наверх