Базовая ставка Центрального банка РФ выросла до нового рекордного уровня в 21%. В руководстве ЦБ утверждают, что данное решение было мотивировано высокими темпами инфляции и "перегревом" российской экономики. Тем самым в центробанке пытаются снизить темпы инфляции в том числе за счет "охлаждения" экономики РФ.
По итогам заседания 25 октября Совет директоров ЦБ сообщил о решении повысить ставку сразу на 200 базисных пунктов с 19 до 21%. В сопровождающем заявлении было также отмечено, что центробанк "допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании".
В обновленном среднесрочном прогнозе ЦБ по ставкам отмечается, что с 28 октября до конца 2024 года средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 21,0–21,3%. Верхняя граница данного диапазона в 21,3% предполагает возможность повышения ставок вплоть до 23% на последнем заседании руководства ЦБ РФ в этом году, которое пройдет 20 декабря.
Тем самым, текущий период рекордно высоких ставок для российской экономики уже будет более продолжительным, по сравнению с предыдущим, когда весной 2022 года после экстренного заседания ЦБ в марте ставка была повышена до 20%, а затем уже в апреле снижена до 17%.
В текущих прогнозах центробанка также обозначены ожидания небольшого снижения процентной ставки в 2025 году: по оценкам ЦБ, в следующем году уровень ставки составит 17,0–20,0%.
Вместе с объявлением решения по ставке, в ЦБ также сообщили о повышении прогноза по ожидаемым темпам инфляции в целом за 2024 г с 6,5–7,0% до более высокого диапазона в 8,0–8,5%. Прогноз по инфляции на 2025 год был также повышен с прежних 4–4,5% до 4,5–5%.
Показатель инфляции по состоянию на октябрь 2024 года, по данным ЦБ, составил 8,4%. Таким образом реальная процентная ставка в экономике России составляет 12,6%. Получается, что мы обогнали Мозамбик.
В ходе пресс-конференции по итогам принятого решения глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила о том, что на заседании 25 октября руководство центробанка рассматривало три варианта: повышение ставки до 20%, повышение ставки до 21% и повышение ставки выше уровня в 21%. Иными словами, варианты сохранения текущего уровня ставки или даже смягчения монетарной политики вообще не входили в повестку ЦБ РФ.
В сопровождающем заявлении глава ЦБ РФ также вновь заявила о том, что "мы сохраняем приверженность цели [по инфляции] в 4%.
Цель по сдерживанию темпов инфляции в российской экономике на уровне в 4% была утверждена в ЦБ РФ в 2015 году. Об этом говорится в разделе "Ключевая ставка Банка России и инфляция" на сайте центробанка, где также отмечается: "Политика Банка России направлена на возвращение инфляции к цели в любой ситуации".
Тем самым, в ЦБ фактически признают, что никакие факторы не повлияют на политику центробанка в стремлении снизить темпы инфляции до 4%.
Стоит отметить ряд причин, согласно которым в экономике России, по оценкам ЦБ, опубликованным 25 октября, сохраняется инфляционное давление. В частности, в сопровождающем заявлении Набиуллина заявила о том, что "в ближайшие месяцы на темпах роста цен дополнительно скажется увеличение утилизационного сбора". Кроме того, по мнению ЦБ, "важным проинфляционным фактором является повышение тарифов ЖКХ и железнодорожных перевозок значительно бо́льшими темпами, чем 4%".
По мнению главы Банка России, "это еще один аргумент в пользу дополнительной жесткости денежно-кредитной политики".
Стоит также добавить, что в экономике России действует еще ряд факторов, которые оказывают влияние на инфляцию – это рост расходов в оборонной сфере, а также продолжающееся ослабление курса рубля.
Повышение тарифов, военные расходы и снижения курса национальной валюты – это немонетарные факторы инфляции, с которыми ЦБ РФ пытается справиться монетарными методами, повышая процентную ставку.
При этом, как уже было отмечено, в ЦБ РФ не учитывают, что с начала февраля 2022 года западные страны применили против России более 15 тысяч различных санкций, и, по заявлению президента РФ Владимира Путина осуществили "грабёж наших валютных резервов", чтобы обвалить "национальную валюту и спровоцировать разрушительную инфляцию", и в целом, по, оценке главы государства, объявили экономическую войну России – центральный банк РФ добивается "возвращения инфляции к цели в любой ситуации".
В действиях центробанка все более явно наблюдается отсутствие координации между проводимой им ДКП с заявленными целями 2015 года и деятельностью правительства России, которое принимает решения в условиях 2024 года.
Комментарии со стороны центробанка по регулированию ДКП с целью снижения совокупного спроса в экономике в целом показывают, что Банк России выходит за рамки своих полномочий, когда под эгидой "возвращения инфляции к цели в любой ситуации" ЦБ РФ фактически добивается снижения экономической активности в экономике России.
Таргетирование спроса в экономике – о котором, как уже отмечалось, открыто говорится в материалах ЦБ РФ – и экономической активности России за счет регулирования уровня процентных ставок не входит в мандат центрального банка.
В данном контексте определенный интерес представляет комментарий заместителя председателя ЦБ РФ Алексея Заботкина, прозвучавший в конце пресс-конференции по итогам принятого решения 25 октября. По его словам, текущая ситуация в экономике России "это первый эпизод, когда мы находимся в состоянии перегретой циклическим образом экономики, все предыдущие эпизоды, когда у нас были периоды высоких процентных ставок, были связаны с внешними шоками и экономическими спадами".
По утверждению зампреда ЦБ, у российских компаний якобы сложились неверное восприятие текущей ситуации в экономике: "У бизнеса есть некая инерция думать, что в предыдущие разы были меры по поддержке спроса для того, чтобы компенсировать последствия от этих шоков и высокого уровня процентных ставок, который был связан с рисками финансовой стабильности, и поэтому и сейчас надо действовать так же". Однако, по мнению Заботкина, "экономика находится в диаметрально противоположной точке по отношению к своей траектории устойчивого роста, чем это было в предыдущие эпизоды, когда использовались антикризисные меры, к которым все так привыкли".
Для российских компаний, работающих в сохраняющихся условиях экономического давления западных стран, действия ЦБ РФ становятся дополнительным внутренним шоком и формируют вполне явные риски финансовой стабильности из-за продолжающегося процесса ужесточения денежно-кредитной политики. Из-за повышения ставок центробанком до рекордно высоких уровней будут повышаться риски дефолта российских компаний.
Введение заградительного уровня процентных ставок с целью снижения инфляции до 4% в текущих условиях становится серьезным проблемным фактором для кредитования российских предприятий и ограничивает возможности развития промышленности России в целом.
На заседании бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям 11 октября глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов отметил: "Значительным тормозом дальнейшего роста промышленности является рекордный уровень ключевой ставки. Она практически лишает предприятия смысла займов для своего развития".
В рамках выступления в Совете Федерации 23 октября генеральный директор Ростеха предупредил, к какому сценарию в экономике страны в дальнейшем могут привести действия по дальнейшему повышению ставок: "Заемными средствами предприятиям пользоваться просто невыгодно. Государственные программы поддержки ограничены как по лимитам, так и по промышленным отраслям. Консервативная финансовая политика может привести к стагфляции. Это когда одновременно падает и производство, и потребление, но при этом растет большими темпами инфляция. В результате растут цены, и растет уровень безработицы. И, к сожалению, мы к этому можем прийти".
Сакральный характер целевого значения в 4% по инфляции ЦБ РФ по какой-то причине в точности совпадает с ожиданиями Международного валютного фонда по темпам потребительской инфляции в России в 2029 году. Согласно прогнозам, опубликованным в рамках доклада фонда 22 октября, в МВФ ожидают, что показатель составит ровно 4% через 5 лет. При этом темпы роста ВВП российской экономики в 2029 году, по текущим прогнозным оценкам МВФ, составят всего лишь 1,2%. Тем самым, достижение цели по инфляции в 4%, по западным оценкам, будет коррелировать со стагнацией в экономике страны.
С перспективами стагфляции – высокими темпами инфляции и низкими темпами роста ВВП – согласно оценкам МВФ, российская экономика может столкнуться уже в следующем, 2025 году, в случае реализации прогноза по динамике ВВП в 1,3%.