Европейский Союз уже почти полгода обсуждает, как нарастить свои финансовые возможности, чтобы противостоять пакету экологических мер США. Варианты от простого перераспределения существующих фондов до дополнительных совместных займов для пополнения его общего бюджета.
Из любого конфликта, в котором участвуют прямо или опосредовано США, американцы извлекают экономическую выгоду. Более того, за последние два десятка лет при любом экономическом кризисе Америка беззастенчиво пользуется тем, что страна является эмитентом доллара и включает печатный станок, который позволяет делать неограниченные вливания в свою экономику.
Недавно принятый Байденом «Закон о борьбе с инфляцией» является одним из примеров такого печатания денег. Согласно закону предполагаются значительное финансирование на климатически чистые источники производства энергии и громадные субсидии на электромобили американского производства, что явно ударит про автопроизводителям из Европы.
Европейский Союз уже почти полгода обсуждает, как нарастить свои финансовые возможности, чтобы противостоять пакету экологических мер США. Варианты варьируются от простого перераспределения существующих фондов до дополнительных совместных займов для создания новых инструментов и пополнения его общего бюджета.
Однако в Европе существуют давние разногласия между северными и южными государствами в вопросах мер стимулирования и поддержи экономик. Южные страны всячески блокируют усилия промышленно развитых стран по дополнительным стимулам, так как их национальные бюджеты не позволяют угнаться за ними и настаивают на внесении средств в общий котел, что явно противоречит интересам той же Германии и Франции. Более того, ЕС все еще находится на ранних стадиях развертывания беспрецедентного фонда восстановления после пандемии в размере 800 миллиардов евро.
В 2020 году 27 стран блока согласовали бюджет на 2021–2027 годы в размере около 1,8 трлн евро, который включает фонд борьбы с пандемией, финансируемый за счет совместных займов. Но, несмотря на эту рекордную сумму, огромные ресурсы, предлагаемые в соответствии с Законом США о снижении инфляции, вызвали опасения в ЕС, что его собственные экономические стимулы недостаточно сильны, чтобы остановить инвестиции и рабочие места, пересекающие Атлантику.
Большинство государств-членов хотят сосредоточиться на существующих инструментах с возможными изменениями для облегчения доступа к фонду борьбы с пандемией.
Некоторые высокопоставленные чиновники призывают к новому раунду совместных заимствований, чтобы предлагать дешевые кредиты нуждающимся в них государствам, подобно механизму SURE, созданному для защиты рабочих мест во время Covid.
Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен предложила в среднесрочной перспективе создать фонд суверенитета, чтобы направить больше инвестиций в передовые технологии.
Страны, включая Германию, Нидерланды, Финляндию и Данию, выступают против новых инструментов финансирования, учитывая, что существующие не были полностью использованы. Франция призвала к созданию инструмента, подобного SURE, в то время как Италия является самым активным сторонником нового фискального инструмента ЕС. Испания, которая традиционно поддерживает общие фискальные меры, сосредоточила внимание на реализации фондов восстановления. Мадрид не поддерживает фонд суверенитета.
Государства проведут переоценку бюджета на 2021–2027 годы в середине 2023 года. Национальным правительствам необходимо будет внести больший вклад в так называемую Многолетнюю финансовую программу. По словам чиновников, на данном этапе шансы появления новых инструментов, финансируемых за счет совместных заимствований, выглядят невелико. Однако блоку, скорее всего, придется обратиться к займам на рынках.