В НАТО одобрили повышение военных расходов и включение помощи Украине в военный бюджет альянса - Россия все также считается врагом

Саммит НАТО в Гааге

Ключевую роль в увеличении объема военного бюджета организации сыграл президент США Дональд Трамп. При этом официальное включение поставок оружия и военной техники Украине при оценке целевых военных расходов НАТО еще сильнее закрепляет антироссийский вектор альянса. 

Саммит НАТО в Гааге 24–25 июня стал первым для Нидерландов качестве страны проведения форума. Для бывшего голландского премьер-министра Марка Рютте это первое собрание Североатлантического альянса под его руководством. Данный форум также стал первым для президента США Дональда Трампа после возвращения к власти и довольно заметного перерыва: последний раз он участвовал в саммите НАТО в Великобритании в 2019 году. 

Стоит отметить, что тогда его присутствие на форуме сопровождалось скандальным инцидентом. В кулуарах встречи главы Канады, Франции, Нидерландов и Великобритании начали подшучивать над Трампом за его опоздание к началу саммита из-за слишком длинной пресс-конференции. Данное обсуждение было заснято и опубликовано, после чего Трамп отказался участвовать в итоговой части саммита и улетел в США, назвав, при этом премьер-министра Канады Джастина Трюдо "двуличным".

Еще в ходе своего первого президентства и Трамп активно критиковал НАТО и его основных европейских участников в лице Германии и Франции, заявляя о недостаточном уровне расходов в военной сфере с их стороны. В июне 2018 года он направил письма главам стран НАТО, отмечая, что США обеспокоены тем, что страны альянса не выполняют обязательства по расходам в 2% от ВВП на оборону. Затем, на саммите НАТО в Бельгии в июле 2018 года он начал призывать к увеличению обязательного уровня расходов на оборону в рамках альянса до 4%. Стоит отметить, что данные призывы со стороны Трампа – преимущественно обращенные к странам Европы – начали звучать еще до начала текущей фазы конфликта на Украине, начавшейся после СВО в 2022 году.

В начале января 2025 года в качестве вновь избранного, но пока не вступившего в должность президента США Трамп стал заявлять о том, что военные расходы стран НАТО должны увеличиться до 5% от ВВП.

Европейские страны постепенно повышали свои военные расходы еще с 2014 года, когда на Украине произошел государственный переворот и новые власти страны вскоре начали так называемую АТО.

Призывы Трампа по увеличению военных расходов НАТО с одной стороны могут преследовать декларируемые администрацией США цели по снижению оборонных затрат в европейском регионе. Речь также идет о лоббировании интересов военно-промышленного комплекса США и получении новых заказов американскими компаниями в рамках роста оборонных затрат европейскими странами.

После многолетней критики со стороны Трампа в ЕС и НАТО фактически признали его ключевую роль в повышении расходов альянса. Со стороны внешнеполитического ведомства ЕС в рамках саммита НАТО 25 июня прозвучал комментарий (https://www.youtube.com/watch?v=p7YwW1rWQ7E) о том, что "Мы прислушались к Трампу по поводу оборонных расходов".

Марк Рютте, который в качестве премьера Нидерландов, как отмечалось, в 2019 году на форуме НАТО обсуждал опоздания и длинные пресс-конференции Трампа в компании Эммануэля Макрона, Джастина Трюдо и Бориса Джонсона, в июне 2025 года в качестве генерального секретаря НАТО в своем официальном выступлении назвал президента США "дорогим Дональдом". Как заявил Рютте, именно Трамп "сделал возможным" повышение военных расходов в рамках альянса. По словам генсека НАТО, "лидерство [Трампа] в этом вопрос уже привело к дополнительным расходам со стороны европейских членов на $1 трлн".

В заявлении альянса по итогам саммита в Гааге было отмечено, что страны НАТО принимают обязательство вкладывать 5% от ВВП до 2035 года на военные цели, а также тратить часть данных средств на расходы, связанные с обороной и безопасностью. В качестве причины для этого обозначены "серьезные угрозы и вызовы, в особенности,  долгосрочная угроза со стороны России для евроатлантической безопасности и сохраняющейся угрозе терроризма".

Как отмечается новый целевой уровень расходов в 5% от ВВП будет разделен на военные расходы и затраты в сфере кибербезопасности и другой инфраструктуры. 

Данные изменения были приняты для того, чтобы частично смягчить обязательства стран. При этом не все страны НАТО пока готовы увеличивать свои оборонные расходы и до новой планки в 3,5%. В частности, власти Испании официально заявили, что не будут повышать оборонные расходы до подобной величины. 

В комментариях агентству Reuters представители НАТО отметили, что в итоговом заявлении фраза "мы обязуемся вкладывать 5% от ВВП" была изменена на "союзники будут вкладывать 5% от ВВП", тем самым, позволив создать исключение для Испании в новых обязательствах по расходам. 

В рамках страны еврозоны ранее были подготовлены предложения по отмене прежних штрафных ограничений в случае превышения странами показателя дефицита бюджета в 3% от ВВП. В еврозоне планируют не учитывать вклад от увеличения военных расходов при превышении данного показателя.  

Дополнительным источником финансирования для европейских стран НАТО также станет совместный фонд в размере 150 млрд евро, создание которого было одобрено в мае 2025 года. Фонд будет предоставлять финансирование для совместных оборонных проектов в ЕС.

Фактическое повышение военных расходов НАТО в целом будет не таким крупным: затраты стран Североатлантического альянса строго в оборонной сфере увеличатся не с 2% до 5%, как можно было бы представить из официальных заявлений, а скорее с 2,6% до 3,5%. 

Показатель в 2,61% от ВВП – это средние совокупные расходы страны НАТО в военной сфере в 2024 году. С учетом этого, к 2035 году фактическое повышение расходов альянса составит менее 1% по сравнению с текущими показателями. 

Тем не менее, тенденция по заметному росту расходов НАТО очевидна. В 2014 году общая сумма затрат на оборону стран блока составила около $1 трлн. В 2024 году показатель вырос до $1,3 трлн. При сценарии, когда страны НАТО начинают тратить 3,5% от ВВП, объем расходов увеличивается до $1,75 трлн. 

Потенциально более существенным фактором, чем новые обязательства НАТО по военным расходам, которые страны альянса обязались довести до уровня в 3,5% от ВВП к 2035 году, является включение военных поставок Украине в расчет расходов стран в рамках НАТО.  Заявление об этом содержится в третьем из пяти пунктов официальной декларации альянса по итогам саммита. 

Предоставление военной помощь Украине в качестве выполнения целевого уровня на оборону с одной стороны, потенциально открывает новые возможности для коррупции причастных лиц в политике страны Европы и Украины и военно-промышленном комплексе НАТО. 

При этом Североатлантический блок фактически открыто вступает в затяжное промышленное соревнование с Россией в конфликте на Украине. В данном случае изменение риторики со стороны западных стран, когда вместо прежнего "победить Россию на поле боя" новый генсек НАТО заявляет о необходимости "выиграть эту производственную войну" не должна вводить в заблуждение В Европе не собираются прекращать свое участие в конфликте или отказываться от дальнейшего финансирования Украины, наоборот, страны НАТО показывают, что готовы к его продолжению и, в данном контексте, продолжению "войны на истощение".

Основная тенденция в целом остается в силе: страны НАТО продолжают увеличивать военные расходы и официально заявляют о том, что Россия является для них главной угрозой. РФ как основная угроза и вероятный противник также ранее были обозначены (https://t.me/worldmarketstudies/1036) в белой книге Евросоюза по оборонной стратегии ЕС.

В начале июня 2025 года генсек альянса в своем выступлении в британском Королевском институте международных отношений (Chatham House)  [признан нежелательной организацией в РФ] заявил о том, что "опасность не исчезнет, даже если война на Украине закончится". Рютте выступил с утверждением о том, что Россия, якобы, "может атаковать страны НАТО в течение следующих 5 лет".

Данная агрессивная риторика со стороны главы крупнейшего в мире военного альянса, а также принятые планы по дальнейшему увеличению расходов НАТО и учета расходов в военной помощи Украине создают предпосылки для повышения рисков национальной безопасности РФ и потребуют комплекса мер по их купированию в дальнейшем.

Наверх