Акция протеста в Бразилии против введения США пошлин в размере 50% на бразильские товары
Непоследовательность и непредсказуемость применения торговых ограничений администрации Трампа не отменяет основной направленности данных мер: усиление давления на экономических и геополитических конкурентов США в интересах американского бизнеса.
Президент США Дональд Трамп начал активно применять пошлины в ходе своей первой президентской каденции, но именно в начале его второго срока импортные пошлины стали одним из основных инструментов внешней политики США. Эти действия, наряду с сохранением санкций в отношении многих стран мира, говорят о том, что американские власти не только не стремятся к какой-либо деэскалации в международных отношениях, а наоборот, расширяют применение ограничительных мер.
Первыми под удар Трампа в 2025 году попали основные торговые партнеры США в лице Китая, Канады и Мексики: 1 февраля американский президент подписал указ о применении импортных пошлин в размере 25% в отношении товаров из Канады и Мексики и 10% в отношении продукции из Китая.
Поводом для введения пошлин стали обвинения со стороны администрации Трампа в том, что данные страны якобы содействуют фентаниловому кризису в США.
Несколько дней спустя Трамп заявил о 30-дневной паузе в применении пошлин против Канады и Мексики. Стоит отметить политизированный, а не экономический характер мотивации применения данных пошлин.
Это не единственный пример подобных угроз, которые не имеют ничего общего с показателями внешней торговли. Еще одним примером явного политического контекста в угрозах Трампа применить импортные пошлины стали его заявлениях о планируемых пошлинах в размере 50% в отношении Бразилии – несмотря на то, что США сохраняют профицит в торговле с Бразилией. Причина данных угроз заключается в попытке повлиять на уголовное разбирательство в связи с обвинениям в попытке госпереворота, которое продолжается в отношении бывшего президента Бразилии Жаира Болсонару.
Ранее Болсонару называли "Трампом из джунглей" в связи с его близкими к Трампу политическими взглядами.
В конце марта президент США подписал указ о применении пошлин в размере 25% в отношении стран, которые покупают нефть у Венесуэлы, что стало очередным примером применения импортных пошлин в качестве санкций. Данные меры вступили в силу 2 апреля.
Заявление Трампа на встрече с генсеком НАТО Марком Рютте 14 июля о применении импортных пошлин в размере 100% в отношении стран, которые покупают нефть, газ, уголь и другие сырьевые ресурсы у России, – если президент США действительно в дальнейшем объявит о подобном решении – станет еще одним примером применения импортных пошлин США в политических, а не экономических целях.
Торговые ограничения в отношении Канады и Мексики спустя 30 дней с момента отсрочки в феврале были все же применены, но в частичном формате – администрация США предоставила отсрочку до 2 апреля в применении пошлин в отношении товаров, которые поставляются в рамках соглашения о свободной торговле, вступившем в силу между США, Канадой и Мексикой в 2020 году. Данное соглашение, по различным оценкам, покрывает около 50% от мексиканского экспорта и примерно 40% канадского экспорта в США. Пошлины не были введены и 2 апреля, и в настоящее время отсрочка по вступлению в силу импортных пошлин США в отношении данных товаров продолжает действовать.
Пример действий администрации США в отношении Канады и Мексики, а также примененные в начале апреля так называемые "взаимные" пошлины в отношении многих стран мира показали одну из уязвимостей американских властей в данном вопросе.
Трамп был вынуждены отказаться от первоначальных планов и предоставить отсрочку на 90 дней по введению "взаимных" пошлин из-за того, что его действия привели к обвалу акций на американском фондовом рынке. Вместе с объявлением об отложенном до начала августа вступлением пошлин в администрации США начали регулярно выступать с заявлениями о том, что "вот-вот" будут подписаны соглашения. Одним из первых было обещание администрации Трампа заключить "90 сделок за 90 дней". В конце апреля в интервью изданию Time Трамп заявил о том, что якобы уже заключил "200 сделок" с различными странами мира. По состоянию на 2025 год в мире насчитывается около 195 стран, однако, как показывают высказывания президента США, он готов выдавать любые утверждения за факты, если они каким-то образом подкрепляют его высказывания.
О том, что заявления администрации Трампа расходятся с реальностью и США не удается осуществить "глобальную торговую реформу" в конце июня отметило агентство Bloomberg.
К началу июля США смогли договориться о новых торговых соглашениях всего с тремя странами: Китаем, Великобританией и Вьетнамом, при этом сделка с КНР фактически остается незавершенной и в дальнейшем может быть прервана – как и предыдущее соглашение между США и Китаем, которое не было реализовано в полной мере. Репортер издания Forbes 7 июля задал вопрос Трампу: "Что случилось с обещанием заключить 90 сделок за 90 дней?" По словам американского президента, власти США якобы "поговорили со всеми", но в итоге будут направлять странам письма с уведомлением о новых импортных пошлинах, которые вступят в силу 1 августа. Часть писем, по заявлению администрации США, уже якобы была направлена таким странам, как: Японии, Индонезии, Южной Кореи, ЮАР и ряду других государств.
Несколько писем были также отправлены властям Евросоюза и Мексики. В сообщении для ЕС Трамп заявил о том, что "Европейский Союз должен предоставить полный рыночный доступ для Соединенных Штатов без каких-либо импортных пошлин".
Новые угрозы и заявления Трампа о применении импортных пошлин – это продолжение политики шантажа и давления, которой продолжает следовать Трамп. Не исключено, что США и ЕС все же смогут договориться до 1 августа – если в Брюсселе согласятся на требования американской стороны.
В чем могут заключаться условия США? Вполне вероятно, речь идет о все том же увеличении закупок американских товаров. Но если раньше речь в основном шла о поставках сжиженного природного газа и другого сырья, то в новые условия США также могут войти увеличение закупок американского оружия в интересах Украины. Как отмечалось ранее, саммит НАТО в Нидерландах фактически создал условия для того, чтобы военная помощь Украине засчитывалась как военные расходы стран в рамках альянса. Достижения данных условий на протяжении многих лет добивался не кто иной, как Дональд Трамп. Президент США может предложить ЕС закупать оружие у американских компаний с последующей поставкой на Украину – если европейская промышленность не сможет в полной мере обеспечить потребности Киева в новом оружии.
Администрации США под руководством Трампа, вполне вероятно, не удастся перезапустить американскую промышленность и создать условия для того, чтобы США вернули себе статус "фабрики мира". Однако неспособность достичь подобного результата не станет каким-либо поражением для США или непосредственно для Трампа – если при этом развивающиеся и развитые государства, в отношении которых применяются импортные пошлины, не найдут действенные ответные решения.
Непоследовательность или отсутствие достижений целей администрации Трампа в применении импортных пошлин сами по себе не имеет какого-либо решающего значения для других государств – в данном случае важен процесс продолжающегося давления со стороны США. Вектор, направленность действий уже предпринятых Трампом, говорят сами за себя:
- Импортные пошлины и различные санкции США уже были применены и продолжают применяться против крупных нефтедобывающих стран в лице Венесуэлы и Ирана. Так называемый режим "ценового потолка" в отношении нефтяного экспорта РФ продолжает действовать при поддержке администрации Трампа – президент США не предпринимал каких-либо усилий для отмены или отказа по участию в данных мерах, которые были применены против России со стороны администрации Байдена.
- Создание условий для продолжения поставок оружия Украине в рамках НАТО
- Импортные пошлины и угрозы к основным союзникам России по БРИКС – Бразилии, Китаю, ЮАР
В перспективе могут также быть предприняты меры в отношении всего блока стран БРИКС, о чем уже неоднократно заявлял президент США.
Действия Трампа в торговом конфликте и шантаже импортными пошлинами, который он навязывает другим странам, вполне сравнимы с ведением внешней политики его предшественниками. Президент США Дуайт Эйзенхауэр, по своему собственному признанию, опубликованному впоследствии в его мемуарах, заявлял, что был готов применить ядерное оружие для того, чтобы добиться разрешения тупиковой ситуации в войне в Корее. Вполне вероятно, что угроза применения ядерного оружия со стороны США была напрямую или косвенно, через правительства других стран, была доведена до сведения руководства СССР, Китая и Северной Кореи.
Ричард Никсон, занимавший пост вице-президента США в администрации Эйзенхауэра, впоследствии сам разовьет данную модель поведения, которая получила название "теория безумца". Никсон выступал с открытыми угрозами применения ядерного оружия в войне США во Вьетнаме. Стратегия "притвориться сумасшедшим", о ситуативных выгодах которой за 500 лет до Никсона заявлял итальянский мыслитель и философ Никколо Маккиавелли, не помогла американскому президенту добиться успеха в военном конфликте во Вьетнаме. Среди причин провала данного блефа со стороны Никсона: военные успехи Северного Вьетнама при поддержке СССР, резкое снижение поддержки участия США во вьетнамской войне среди американского населения.
Тем не менее, Трамп вполне явно взял на вооружение образ поведения иррационального и непредсказуемого лидера, который готов к любым действиям, включая самые экстремальные варианты. Под соусом "возвращения величия Америки" он будет продолжать пытаться шантажировать государства, выторговывая для американской экономики в целом, а также для высокотехнологичного, военно-промышленного, энергетического и банковского секторов США более выгодные условия.
Страны, которых еще не затронули подобные торговые санкции, до последнего обсуждали утверждения американского президента о том, что он подобным образом "добивается справедливости", но не задумывались о том, кто будет платить за эту "справедливость".
Многие государства при этом фактически подыгрывают Трампу, когда призывают опираться на существующие механизмы международных отношений. За счет этого власти США могут и дальше продолжать "продавать" американцам идею выгодности применения импортных пошлин. Страны, в отношении которых Трамп угрожает применить и применяет торговые ограничения, пытаются отстаивать прежний миропорядок, а он, по утверждению действующей администрации, был "нечестным" для США.
Президент США своими решениями открыто игнорирует нормы ООН, ВТО, МОМ и других организаций. Глобалистские структуры не отвечают национальным интересам стран, они в первую очередь призваны поддерживать интересы транснационального бизнеса – в сфере миграции, движения (оттока) капитала. Многие страны формально продолжают сохранять иллюзии того, что якобы "можно вернуться" к прежнему состоянию в торговых отношениях – стоит только регулярно повторять про приверженность нормам данных транснациональных организаций.
В мире, который разделяется на отдельные блоки, сохранение подобных иллюзий говорит о том, что у большинства стран нет реальных решений и рабочих предложений, на основе которых они были бы готовы заменить прежние структуры. В подобной ситуации президент США, скорее всего, продолжит усиливать свою переговорную позицию, применяя всё новые импортные пошлины и выдвигая всё новые требования и ультиматумы.