Выбор кандидатов на ключевые посты в новой администрации США, а также озвученные планы по сокращению госаппарата говорят о том, что приверженность идеологии и личная преданность чиновников Дональду Трампу станут еще более значимыми факторами в рамках его второго президентского срока.
До вступления Трампа в должность президента остается менее двух месяцев. Перед проведением президентской инаугурации в США пройдет ряд формальных процедур, узаконивающих итоги президентских выборов.
Основные даты
11 декабря власти американских штатов примут решение об официальном назначении выборщиков от политических партий.
17 декабря выборщики проголосуют за кандидатов на президентских выборов – за редкими исключениями выборщики от штатов голосуют в соответствии с результатами ранее проведенного голосования на выборах среди населения штатов. В рамках президентских выборов 5 ноября Дональд Трамп получил голоса 312 выборщиков, Камала Харрис смогла получить лишь 226 голосов. При подобном раскладе даже возможные единичные эксцессы в виде голосования выборщиков вразрез с итогами голосования населения штатов не смогут изменить результаты выборов.
20 декабря формально прекращается финансирование правительства в рамках администрации Байдена. Для продление работы госструктур в конгрессе США в таком случае проходит голосование по утверждению дополнительного временного финансирования.
3 января Конгресс США начинает работать в новом составе, в соответствии с итогами прошедших выборов. Республиканцы сохранили большинство в нижней палате конгресса - палате представителей, при этом получили большинство в сенате США - в результате в верхней палате у республиканцев появится новый лидер большинства в сенате - прежнего лидера меньшинства в сенате Митча Макконела займет победивший на выборах сенатор от Южной Дакоты Джон Тун. После избрания лидером большинства республиканцев 14 ноября Тун в соцсети X [заблокирована в РФ] заявил: "Мы готовы работать с объединенным республиканским лидерством для выполнения повестки президента Трампа".
6 января в рамках совместной сессии обеих палат конгресса, члены палаты представителей и сената официально подтвердят итоги электорального голосования их штатов. В данной ситуации присутствует определенная ирония в том, что окончательное одобрение итогов президентских выборов в США будет обязана предоставить - в качестве президента Сената США - Камала Харрис, проигравшая на выборах 5 ноября Дональду Трампу.
20 января пройдет сначала процесс приведения к присяге нового вице-президента США Джеймса Д. Вэнса, затем будет проведена инаугурация нового президента США Дональда Трампа.
Практически сразу после его победы на выборах 5 ноября штаб Трампа начал объявлять о кандидатурах на основные должности в новой администрации. При этом ряд предложенных кандидатов начали озвучивать намерения Трампа по сокращению затрат федерального правительства и снижения штата государственных чиновников.
Смещение акцентов
Предстоящие планы Трампа в рамках его второго президентства в СМИ озвучили бизнесмены Илон Маск и Вивек Рамасвами – никакой "борьбы с болотом" или "глубинным государством" – акцент был сделан на "повышении эффективности".
В статьях Wall Street Journal чиновники Департамента эффективности правительства, тем не менее, отметили, что собираются сократить затраты бюджета, которые ежегодно одобряются "неизбираемыми бюрократами".
Маск и Рамасвами также предложили сделать обязательным полноценное возвращение к работе – без возможности удаленной работы для всех государственных служащих. Наиболее радикальными стали озвученные планы по массовым увольнениям госслужащих и перемещению государственных ведомств из района столицы США в Вашингтоне в другие американские штаты.
В марте 2023 года Трамп выступал с заявлениями о планах переместить 100 тысяч госслужащих из Вашингтона в "места, где проживает много патриотов, которые любят Америку". При этом в кампании перед выборами 2024 года в риторике Трампа и его предвыборных обещаниях произошло заметное изменение: обещания "осушить болото" стали, скорее, исключением из правил. Трамп несколько раз повторил данный слоган на выступлениях в Висконсине в сентябре 2024 года, а также нескольких других предвыборных ралли осенью. Намного чаще стали звучать обещания "покончить с глубинным государством".
В ходе избирательной кампании перед выборами 2016 года обещание борьбы с "вашингтонским болотом" в целом было одним из основных слоганов на выступлениях Трампа.
Отчасти это можно объяснить решением его пиарщиков – Трамп позиционировал себя как внесистемный кандидат, который обещал "прийти и навести порядок" в Вашингтоне – покончить с коррупцией, избавиться от бюрократов-карьеристов. Вместо этого, победив на выборах, в ходе своего первого президентского срока он сам едва не "утонул" из-за постоянной борьбы с обвинениями с участием в российском вмешательстве в выборы США. При этом де-факто, "болото" в американском политическом истеблишменте – в виде сохранения определенных групп интересов, следования глобалистской повестке и саботирования указов и решений Трампа – никуда не исчезло.
Лоялисты Трампа против "болотных" глобалистов
Протест против политики Трампа в рамках его первого президентского срока начал проявляться практически с первых дней. В СМИ стали появляться публикации о том, что "среди федеральных чиновников растет число тех, кто выступает против реализации повестки Трампа".
Преданнные Трампу сотрудники впоследствии подтвердили данные сообщения. Специальный советник по внутренней политике Джеймс Шерк в 2021 году опубликовал доклад "Истории из Болота: как федеральные бюрократы противостояли президенту Трампу". Фактически, речь идет о примерах "итальянской забастовки" или откровенном саботаже в правительственных ведомствах США.
По его словам, различные госслужащие, которые были несогласны с реализацией тех или иных мер в ходе первого президентского срока Трампа, прибегали к различными методам саботажа. Среди них: сокрытие информации; намеренное откладывание или затягивание выполнения приоритетных задач; сознательное неэффективное выполнение работы; отказ от выполнения утвержденных мер; прямое неподчинение; "сливание" информации в Конгресс и СМИ.
Из-за большого количества подобных случаев в администрации Трампа были вынуждены подбирать персонал во многие ведомства не с учетом их предыдущего опыта, а на основе их идеологических убеждений.
Советник по подборе персонала в администрации США Эндрю Клостер в рамках подкаста "Момент истины" портала American moment в 2021 году описал критерии, согласно которым проводился отбор чиновников в администрацию Трампа в рамках его первого президентского срока.
Он, в частности, отметил, что вопросы о предпочтениях в работе также помогали определять тех, кто не подходил для госслужбы. Если претенденты на работу госслужащих заявляли о том, что хотели бы попасть в сферу международных финансов – это был один из "тревожных звонков". В интервью порталу Axios Клостер впоследствии отметил, что таким образом становилось понятно, что человек скорее хочет получить "работу с привилегиями, путешествиями и общением с глобалистами в Давосе, а не работать на госслужбе в интересах обычных граждан".
По словам Клостера, при проведении собеседований с соискателями на должность госслужащих в администрации Трампа, в первую очередь, интересовались не их предыдущим опытом, а стремились "нанимать персонал с учетом лояльности". Он отметил, что "опыт работы можно получить, но нельзя научить лояльности". Стоит отметить, что Клостер является "рыцарем мальтийского ордена" – как и, к слову, бывший глава МЧС и экс-министр обороны РФ Сергей Шойгу.
В подкасте "Момент истины" портала American moment в 2023 году также принимал участие Джеймс Д. Вэнс, будущий вице-президент США в администрации Трампа.
Предстоящие "чистки" госслужащих США
Одной из ответных мер, которую собирался использовать Трамп для сокращения неугодного ему персонала, стало так называемое "Расписание Ф" (Schedule F). В более адаптированном варианте это скорее "Список У" – речь идет о намерении уволить ("fire") большое количество чиновников.
Данный президентский указ был подписан Трампом ближе к концу его первого президентского срока в октябре 2020 года в расчете на его использование в дальнейшем. Однако он не смог переизбраться и сменивший его Байден 22 января 2021 года, на третий день после вступления в должность президента США, отменил действие данного указа.
В ходе избирательной кампании в преддверии выборов 2024 года Трамп неоднократно заявлял о том, что "восстановит действие данного указа и полномочий президента по увольнению негодяев-бюрократов".
По данным портала Axious, опубликованным в 2022 году, в рамках первоначального применения данного указа планировалось уволить до 50 тысяч госслужащих.
"Болото" не сдается
Заявленные кандидаты на ключевые должности в новом кабинете министров Дональда Трампа во многом являются "внесистемными" – как и сам Трамп до своего первого президентского срока. Это не профессиональные политики-карьеристы. При этом ряд номинированных на должности министров подверглись систематической критике со стороны представителей того самого "болота".
Кандидат Трампа на пост Директора национальной разведки США Тулси Габбард принимала участие во вторжении США в Ирак, начавшемся в 2003 году, а также в дислокации американских войск на территории Кувейта в 2008–2009 годах.
В 2014 году уже в качестве члена нижней палаты конгресса США она выступила против американской интервенции в отношении Сирии. Бывшая вице-президент США Хиллари Клинтон в 2019 году называла ее "российским активом".
В 2024 году после выдвижения ее кандидатуры Трампом со стороны демократической партии в США вновь прозвучали обвинения в том, что Габбард является "российским активом".
Ряд других кандидатов Трампа, в том числе претендент на пост министра обороны США Пит Хегсет, также подверглись критике с обвинениями в недостаточной квалификации и неподобающем поведении. Одним из последних примеров информационной атаки на его кандидатуру стала публикация в издании New Yorker 1 декабря. В статье приводятся целый ряд якобы компрометирующих примеров его поведения: от ранее озвученных обвинений в сексуальном насилии, которые были урегулированы в досудебном порядке, до еще более экзотических эпизодов. Издание, которое оценивается порталом AllSides как "левое", или в переводе на современные реалии, поддерживающее демократическую партию США, в качестве одного из примеров неподобающего поведения Хегсета привело высказывания неназванного свидетеля, якобы видевшего, как Хегсет "в ранние утренние часы 29 мая 2015 года в баре города Кайахога-Фоллс, штат Огайо, в пьяном виде кричал: "Убить всех мусульман! Убить всех мусульман!"
Проблема не только США
Появление Трампа в качестве дважды избранного президента США и успешное чередование слоганов о борьбе с "болотом" и "глубинном государством" показывают, что глобалистская повестка не пользуется поддержкой большинства американского населения.
Наднациональные элиты в США и многих других странах формировались на протяжении десятилетий. Создание национально-ориентированных элит и их обрастание собственным, преданным им бюрократическим аппаратом – процесс более недавний и он будет сопряжен с различными трудностями – в частности, в виде противостояния со стороны уже устоявшейся части "профессиональных политиков".
России и другим странам, которые собираются проводить независимую, национально-ориентированную политику выгодно, чтобы качание политического маятника от демократов к республиканцев в США и процесс внутренней борьбы за "осушение и наполнение болота" не останавливались.
Но необходимо учитывать, что надежда на помощь Трампа эфемерна. Трамп не является "ультра-глобалистом", усиливающим роль технологических корпораций, но он остается "глобалистом", который будет отстаивать интересы промышленности, сырьевого сектора и ВПК.
Это означает, что все торговые войны при Трампе продолжатся — давление на Китай возрастет, а из Европы будет высасываться капитал. Для России это означает, что надежды на скорое снятие санкций нет никаких.
Одними из главных выгодоприобретателей от санкций против России были американские компании. Например сырьевики, которые заместили российский газ в Европе своим СПГ. Кратное увеличение заказов в секторе ВПК также никто не отменит. Рост добычи нефти.
Таким образом, России необходимо продолжать концентрироваться собственном на развитии, и необходимо укреплять политические и экономические связи в рамках международных объединений, в том числе и БРИКС.