До президентских выборов в США в настоящее время остается несколько месяцев, при этом до начала цикла смягчения монетарного курса американским ЦБ остались считанные дни.
Процентные ставки в США, которые пока еще остаются на 23-летнем максимуме в 5,25–5,50%, в ближайшее время начнут снижаться и кем бы ни был следующий американский президент, он или она будут избраны и вступят в должность в рамках начавшегося цикла смягчения монетарной политики США.
Тем не менее, действия ФРС по снижению базовой ставки могут стать лишь одним из факторов, влияющих на курс американской валюты. В настоящее время среди западных стран в целом уже начался курс смягчения монетарной политики. ЕЦБ снизил основную базовую ставку с 4,5% до 4,25% в июне этого года, и как ожидается, продолжит цикл снижения дальше. Банк Англии также начал снижение процентных ставок в августе и, согласно ряду прогнозов, продолжит данный процесс на заседаниях в ноябре и декабре этого года.
В Goldman Sachs отмечают, что на этом фоне ожидаемое снижение ставки ФРС будет иметь лишь ограниченное влияние на динамику доллара на валютном рынке. По оценкам экспертов банка, примеры смягчения монетарной политики ФРС с 1995 года показывают, что при координированном снижении процентных ставок другими ЦБ развитых стран на валютном рынке наблюдается укрепление, а не ослабление позиций доллара.
По многим прогнозам, цикл смягчения монетарной политики ЦБ развитых стран будет продолжен и в 2025 году. В этой связи в Goldman Sachs считают, что ФРС будет более осторожен в снижении базовой ставки и более агрессивные действия со стороны других центробанков положительно скажутся на позициях доллара на валютном рынке.
Со схожими прогнозами о перспективах укрепления доллара также выступают в американском Morgan Stanley. Эксперты банка ожидают, что до конца текущего года котировки пары евро-доллар опустятся до $1,07 за евро.
Тем не менее, точку зрения о более агрессивном снижении ставок в Европе по сравнению с США разделяют не все. Согласно динамике денежных рынков, игроки в целом ожидают, что до конца 2024 года процентные ставки в Европе будут снижены примерно на 60 базисных пунктов, при этом в США прогнозируется снижения ставки на 110 базисных пунктов.
Несмотря на прогнозы по ослаблению позиций доллара в краткосрочной перспективе на фоне снижения процентных ставок ФРС, основным фактором при новом режиме США может стать геополитика.
В рамках предвыборной кампании Дональд Трамп заявлял о том, что "американская экономика катится в ад" и что у "США есть валютная проблема" в виде слишком высокого, по его мнению, курса доллара. По ряду мнений, подобные оценки не так уж далеки от истины. В частности, по данным Банка международных расчетов (BIS), за последние 10 лет реальный обменный курс доллара по отношению к узкой корзине валют вырос на 30% и в настоящее время находится вблизи своих максимальных значений за последние 40 лет.
В качестве мер по снижению курса доллара при возвращении в Белый дом США Трамп может попытаться начать новый цикл торговых войн. Он неоднократно обещал повысить импортных пошлины, в частности, на 10% на весь импорт США, на 60% и более для Китая, а также на 100% для стран, которые избегают использования американского доллара.
Однако реализация подобных мер может привести и к обратному эффекту – стимулирование внутреннего производства за счет протекционизма приведет к росту импортных цен и может ускорить инфляцию в экономике США, что, в свою очередь, станет помехой для продолжения курса ФРС по смягчению монетарной политики.
Новая фаза обострения отношений США и Китая при Трампе в целом может привести к неоднозначным последствиям для американской валюты. Позиции доллара могут вновь начать укрепляться на фоне бегства от риска.
В данной ситуации избрание Камалы Харрис было бы сопряжено с намного меньшей неопределенностью для американской валюты. Её президентский курс, как ожидается, был бы продолжением политики Байдена с меньшей долей "сюрпризов" в геополитике, меньшей долей протекционизма и более выраженным влиянием ФРС на динамику валютного курса. Главные опасения от избрания Харрис заключаются в том, что если ее предвыборные обещания будут исполнены, то льготы и социальные выплаты, которые Трамп оценил в $1,7 трлн, непременно разгонят инфляцию, что вынудит ФРС более внимательнее относиться к снижению ставки. В таком случае говорить об ослаблении доллара не придется.