Турция. Стамбул. Сторонники Экрема Имамоглу во время акции протеста.
Новый виток политической и финансовой нестабильности в Турции, а также охлаждение экономики страны могут затруднить не только реализацию амбициозных целей президента Эрдогана, но и его планы по переизбранию на следующих выборах.
В начале февраля 2025 года президент Турции Реджеп Эрдоган заявил о том, что "экономика Турции продолжает расти, несмотря на войны в регионе и, несмотря на землетрясение, которое мы пережили в 2023 году". По его словам, Турция "стала одной из немногих стран, которым удалось достичь темпов роста на уровне в 5% в среднем на протяжении последних 20 лет". Эрдоган также пообещал "продолжить работать без отдыха, пока мы не сделаем нашу страну ведущей экономической державой и построим век Турции".
Более конкретные цели и задачи развития Турции под руководством Эрдогана в 2024–2028 годах были одобрены парламентом Турции в октябре 2023 года. Так называемый "12-ый план развития" предполагает рост доли прямых иностранных инвестиций в турецкую экономику с текущих 1% от ВВП до 1,5% от ВВП в 2028 году. Экономика Турции, по планам руководства страны, должна войти в число 10 крупнейших в мире.
Ситуация в экономике Турции в последние годы, однако, развивается не совсем по планам руководства страны. Страна пытается справиться с последствиями повторного всплеска инфляции, который произошел в 2023 году. После снижения инфляции во второй половине 2022 года – начале 2023 года рост потребительских цен возобновился на фоне ликвидации последствий землетрясения. Темпы инфляции выросли до 75% в мае 2024 года. Для борьбы с ростом цен ЦБ Турции вновь повышать процентные ставки, увеличив их уровень с 8,5% до 50%. Комбинация факторов в виде ужесточения монетарной политики и снижения потребительской активности привела к тому, что темпы роста экономики в 5% на протяжении последних 20 лет, о которых Эрдоган заявил в начале 2025 года, уже остались в прошлом.
В октябре 2024 года власти обновили свои прогнозы в рамках среднесрочной программы развития Турции в 2025–2027 годы.
Прогноз по темпам роста ВВП на 2024 год был снижен с предыдущих 4% до 3,5%. В 2025 и 2026 годах правительство страны также пересмотрело прогнозные оценки в сторону более низких значений: с 4,5% и 5% до 4% и 4,5%, соответственно.
Реальные значения по экономическому росту Турции в 2024 году в итоге оказались еще ниже: по данным статистического ведомства страны, рост показателя составил 3,2%. В 2025 году, по ряду оценок, ожидается дальнейшее замедление динамики. В частности, в ОЭСР прогнозируют рост ВВП Турции в текущем году на уровне 2,6%.
Более низкие темпы экономического роста, сохранение высоких темпов инфляции и нестабильной политической обстановки могут помешать реализации целей президента Эрдогана по увеличению притока иностранных инвестиций в турецкую экономику и вхождению Турции в число мировых экономических лидеров.
Не только экономика – риски политической нестабильности
Эрдоган фактически возглавляет руководство Турции с начала XXI века: сначала в качестве премьер-министра страны с 2003 года, затем в качестве президента с 2014 года. За время его правления риски внутриполитического конфликта в Турции уже проявлялись в виде волнений на площади Таксим в 2013 году и попытки государственного переворота в 2015 году. Рекордно низкие рейтинги турецкого лидера во время его первого президентского срока на фоне военного конфликта в Сирии и поддержки радикальных исламистских группировок со стороны Анкары во многом объясняются той же причиной.
Противники правящей "Партии справедливости и развития" и Реджепа Тайипа Эрдогана считают, что Турция под их руководством отдаляется от государства в том виде, в котором оно было основано в 1923 году – светской Турецкой республики. Протестные акции, начавшиеся после ареста мэра Стамбула Экрема Имамоглу, – это новый сигнал о том, что данные настроения остаются в силе.
Следующие президентские и парламентские выборы в Турции могут стать плебисцитом по отношению к экономической, так и внутриполитической модели развития страны. В этом плане период 2025–2026 годов будет иметь дополнительную значимость, так как правящей элите в очередной раз представится возможность показать, что правление Эрдогана обеспечит Турции экономическое процветание, а не высокую инфляцию и политическую нестабильность. С учетом текущих прогнозов и сдержанных официальных ожиданий, турецкое руководство может и не заработать каких-либо дополнительных политических очков на экономическом фронте в ближайшие годы.
Для того, чтобы Реджеп Эрдоган мог иметь возможность избираться в очередной раз, выборы должны быть досрочными, так как по конституции страны, президент не может выдвигать свою кандидатуру на выборах после истечения двух сроков. Когда турецкий лидер в начале 2025 года заявил о намерении в очередной раз участвовать в следующих выборах, в стране фактически началась предвыборная кампания.
Данное объявление со стороны Эрдогана; арест основного политического противника, который, как отмечалось, был проведен за несколько дней до его потенциального выдвижения в качестве кандидаты в президента от оппозиционной партии; а также туманная дата предстоящих президентских и парламентских выборов – эти факторы политической неопределенности в Турции во многом возникли с подачи правящей элиты страны.
Арестованного мэра Стамбула Экрема Имамоглу иногда описывают как "единственного политика, который победил Эрдогана с 2003 года". Однако, ключевым соперником Реджепа Эрдогана, скорее, является он сам. Среди причин проблем, которые продолжает переживать Турция – противоречивые цели, к которым ее ведет турецкий лидер.
- Эрдоган выступает за повышение геополитической значимости и влияния страны, но при этом в 2025 году вновь выступает с заявлениями о приоритете вступления Турции в Евросоюз.
- Усиление религиозной составляющей и постепенная исламизация Турции под руководством Эрдогана идут вразрез с интересами большой доли городского населения страны, в особенности в крупных городах, таких, как Стамбул и Анкара, где в последние годы оппозиционные силы, выступающие за сохранение светского облика Турции, пользуются более высокой поддержкой избирателей, чем правящая партия.
- Правительство не может решить проблемы, препятствующие привлечению иностранных инвестиций, а именно: добиться стабильного снижения инфляции и ограничить политическую нестабильность в стране.