Контуры территории США и колючая проволка
Серьезное ужесточение государственного контроля над частными американскими компаниями военно-промышленного сектора, а также явное политическое давление в отношении председателя ФРС демонстрирует все более отчетливое усиление исполнительной власти в США.
Ограничение частных компаний военной сферы в распоряжении собственными финансовыми средствами, а также уголовное преследование действующего председателя центрального банка выглядят как пример действий развивающегося государства. Однако в начале 2026 года данные меры предпринимает администрация США. Причем стоит отметить, что речь в очередной раз идет о президентских указах, а также явном поручении именно главы государства, а не конгресса.
Министру войны США в рамках указа поручено определить компании, которые "уделяют недостаточный приоритет для государственных заказов". Для подобных компаний предусматривается запрет на выплату дивидендов для акционеров, а также совершение обратного выкупа собственных акций.
Ужесточение государственного контроля над частными компаниями военного сектора в США стоит рассматривать в контексте заявления Трампа об увеличении бюджета Пентагона на 50% в 2027 фискальном году. 7 января президент США в сообщении в соцсети TruthSocial подверг критике частных подрядчиков в военной сфере за "выплату крупных дивидендов акционерам и масштабные выкупы собственных акций за счет и во вред инвестициям в предприятия и оборудование", а через несколько часов в тот же день заявил о том, что планирует увеличить военный бюджет США до $1,5 трлн в 2027 году. В ИИМР отмечали, что главы комитетов по вооруженным силам США обеих палат конгресса выступили с одобрением данного предложения.
Администрация США в целом предпринимает попытку повысить эффективность госзакупок оружия в преддверии резкого увеличения военного бюджета страны. Военные расходы Пентагона ранее неоднократно подвергались критике за неэффективность расходования средств. В условиях обострения противостояния с Китаем США в целом испытывают довольно серьезные проблемы в кораблестроении, как в гражданской, так и военной сферах.
Многие из провальных военных проектов США последних лет, на которые были выделены существенные средства, касаются именно морской сферы. Среди них, в частности: программы строительства перспективных эсминцев "Замволт", кораблей прибрежной зоны типа "Фридом" (LCS), а также новых фрегатов "Созвездие" (Constellation). Данные проекты столкнулся с серьезным перерасходом средств, проблемами в эксплуатации и в итоге по многим оценкам стали провальными. Вместо 32 запланированных эсминцев "Замволт" было построено лишь 3, из них в составе ВМС США только 2 корабля, при этом эсминцы испытывали проблемы с энергетическими установками, ряд систем вооружений так и не были установлены по первоначальном проекту. В рамках проекта LCS также были выявлены трудности с функционированием силовых установок, корабли также критиковали за слабое вооружение и завышенную стоимость. Программа строительства новых многоцелевых фрегатов "Созвездие" предполагала создание 20 кораблей, однако осенью 2025 года программа была закрыта. Было потрачено около $2 млрд, при этом ВМС США не получили ни нового одного корабля.
Также возможен и определенный коррупционный фактор, наличие которого, скорее всего, выяснится лишь позднее. Не исключено, что компании военно-промышленного сектора США будут теми или иными способами пытаться влиять на процесс оценки эффективности выполнения госзаказов, который поручен главе военного министерства США Питу Хегсету.
Ужесточение давления в отношении председателя ФРС США Джерома Пауэлла со стороны Трампа – фактически так же, как и ограничения частных военных подрядчиков – можно также расценивать в качестве проявления стремления усилить президентские полномочия в США. Ряд американских СМИ сообщили о том, что уголовное разбирательство в отношении руководителя Федеральной резервной системы США были инициировано в связи с завышением расходов по реконструкции главного здания ФРС в Вашингтоне. В июле 2025 года издание Wall Street Journal сообщило о том, что вместо первоначальных запланированных затрат в $1,9 млрд стоимость проекта выросла до $2,5 млрд.
В ФРС в ответ опубликовали видео короткого выступления Пауэлла, в котором он назвал начало разбирательства беспрецедентными действиями, которые стоит рассматривать в более широком контексте угроз и продолжающегося давления со стороны администрации [США].
Ранее уголовное дело с обвинением в махинациях по ипотечным кредитам было выдвинуто против еще одного представителя руководства ФРС – члена совета управляющих комитета по открытому рынку ФРС Лизы Кук. После открытия дела Трамп в соцсети TruthSocial опубликовал текст письма на ее имя, в котором чиновницу ФРС уведомили о том, что ее "увольняют". Верховный суд США, однако, впоследствии постановил, что Кук может продолжать свою работу в руководстве ФРС.
Дополнительный контекст обвинениям председателя ФРС в потенциальной коррупции в связи с завышением сметы по реконструкции здания американского ЦБ придает то, что в настоящее время по указу Дональда Трампа в Вашингтоне продолжается одна из наиболее масштабных реноваций Белого дома в американской истории. При этом расходы по данному проекту выросли с первоначальных $200 млн до $400 млн.
В ИИМР ранее отмечали, что конфликт между президентом США и руководителем ФРС продолжается на протяжении многих лет и тянется еще с первого президентского срока Трампа. Также ранее было отмечено, что концепция "независимости" ЦБ от исполнительной власти во многом является продуктом глобализации и в условиях резкого обострения конкуренции в мире, а также отказа от прежней модели глобализации выглядит как все более явный анахронизм. С учетом активных манипуляций Трампа по изменению руководящего состава ФРС в настоящее время ЦБ двух ключевых экономик мира – США и Китая – фактически не имеют реальной независимости от исполнительного руководства страны.
В данном аспекте Трамп отчасти пытается повторить подходы КНР, где Народный банк Китая напрямую подчиняется КПК. Ряд западных изданий осенью 2025 года также заявляли о том, что "Трамп копирует Китай", при этом подвергнув критике президента США. В частности, в сентябре в издании New York Times отметили, что "американской экономике уже какое-то время не удается продемонстрировать положительные результаты, которые бы ощущались среди широких слоев населения", поставив при этом под сомнение эффективность более активного вмешательства президента США в различные сферы. В издании Economist также заявили о том, что Трамп копирует методы Китая, но при этом якобы "копирует не то, что нужно".
Ранее в истории США уже был период, когда американская экономика имела скорее плановые, нежели рыночные очертания. В рамках президентства Франклина Д. Рузвельта в 1930-е годы в ходе программы реформ "Новый курс" (New deal) в США были организованы трудовые лагеря, при этом ряд государственных ведомств вели планирование экономической деятельности, при этом государство активно регулировало различные аспекты частного бизнеса. По многим оценкам, однако, США смогли выйти из затяжного экономического кризиса 1930-х годов благодаря Второй мировой войне, а не экономическим реформам.
В США за последние годы довольно активно распространяются идеи ужесточения роли центральной власти. Один из негласных идеологов данного подхода Кертис Ярвин в интервью New York Times заявил о том, что Рузвельт требовал от конгресса США "абсолютных полномочий" и руководил Америкой "как генеральный директор".