Вместо Nvidia: Китай не хочет зависеть от США в производстве чипов для ИИ

Серверный процессор Intel XEON 6-го поколения

Попытки властей США навязать КНР технологические стандарты в сфере технологий искусственного интеллекта обречены на провал: руководство КНР делает долгосрочный выбор в пользу создания компетенций для реального импортозамещения продукции Nvidia, а не сохранения зависимости от США.

Торговые отношения между США и КНР за последние годы все активнее сдвигаются в сторону попыток американских властей ограничить технологическое развитие Китая, в особенности в секторах, которые в Вашингтоне считают ключевыми. 

Администрация Трампа при этом повторяет маневры Байдена в отношении КНР в сфере экспортных ограничений в поставках графических чипов. Начиная с октября 2022 года, США ужесточили меры экспортного контроля, запретив поставки чипов Nvidia H100 и A100. В октябре 2023 года данные меры были дополнены новыми ограничениями.

После этого Nvidia выступила с предложением поставок в КНР графических карт H20, L20 и ряда других модификаций с более низкими характеристиками. За счет данного решения США фактически уже пытались ограничить развитие технологий ИИ в Китае и одновременно сформировать зависимость  от поставок данной продукции.

В ходе обострения торгового конфликта с Китаем в 2025 году Трамп сначала полностью запретил поставки чипов Nvidia в Китай, но затем, в рамках продолжающихся переговоров предложил поставлять в КНР более современные чипы H200. Между H20 и H200 существенная разница в производительности, по многим оценкам, в 6 раз.  

Однако, стоит учитывать, что в сценарии, при котором поставки данных чипов действительно начинаются в 2026 году, Китай будет получать чипы, которые на два поколения отстают от наиболее современной продукции Nvidia. Следующее поколение чипов, созданных по архитектуре Blackwell, в частности, B100 и B200, уже находятся под запретом для экспорта в КНР. При этом в 2026 году запланирован выход линейки графических карт Nvidia следующего поколения на основе архитектуры Rubin. 

Гендиректор Nvidia Дженсен Хуанга все же смог убедить Трампа в том, что поставки более старых чипов будут сильным ходом – США все также будут сохранять технологическое преимущество, при этом развитие технологий ИИ в КНР будет вестись на основе американских технологий. Данная мера, вполне вероятно, также расценивалась в Вашингтоне как некая "морковка", которой США могут убедить Пекин согласиться на определенные условия торгового соглашения. 

Однако, официальная позиция Пекина, после предыдущих экспортных ограничений США заметно поменялась. Стоит напомнить, что,  власти Китая, как отмечали в ИИМР, скорее всего, намеренно спланировали выход модели искусственного интеллекта DeepSeek одновременно с проведением инаугурации Дональда Трампа в конце января 2025 года. Одним из сопоставимых действий со стороны КНР по своему масштабу во второй половине года стало решение корпорации Huawei сделать общедоступным исходный код программной архитектуры CANN ("Вычислительная архитектура для нейронных сетей"). 

Китай явно не хочет предоставлять США какие-либо инструменты для давления в рамках текущего геополитического конфликта. Управление по вопросам киберпространства Китая (CAC), в сентябре 2025 года, по данным издания Financial Times, выпустило распоряжение для китайских компаний с запретом импорта чипов Nvidia.

Заявление со стороны президента Трампа в соцсети TruthSocial в начале декабря о том, что он якобы сообщил председателю КНР Си Цзиньпиню о готовности поставлять чипы H200 до сих пор не вызвало какой-либо официальной положительной реакции в Пекине. Вместо этого компании Китая ведут разработки по созданию графических карт и программного обеспечения, которые заменят американские технологии. Huawei ведет активную разработку чипов Ascend, и помимо продвижения данной продукции внутри страны – в том числе, за счет господдержки – компания также продолжает продвигать архитектуру CANN в качестве альтернативы программного обеспечению CUDA компании Nvidia.

Наличие в КНР фактически монопольных компетенций по производству редкоземельных металлов и продукции из них стало одной из основных причин, по которой США были вынуждены остановить торговую эскалацию против Китая в 2025 году. При этом продукция Nvidia, вопреки сохранению определенного технологического лидерства, не стала таким же козырем для США.

Дополнительный элемент, который пока остается в тени данного соперничества между США и КНР – это сотрудничество Китая с Саудовской Аравией и другими странами Ближнего Востока. Взаимодействие с КНР, в том числе в сфере, технологий ИИ – для Саудовской Аравии в перспективе является одной из альтернатив сотрудничеству с США. В частности, в Эр-Рияде понимают, что ни участие в так называемых Авраамских соглашениях, ни в целом сотрудничество с США не поменяет статус взаимодействия Вашингтона и Тель-Авива. Как показал обстрел Катара в 2025 году – партнерство с США и американские базы на территории страны не являются гарантией безопасности какого-либо государства, интересы Израиля будут все равно всех выше интересов арабских стран. 

Не исключено, что между госкорпорацией Humain Саудовской Аравии и Китаем могут присутствовать определенные негласные договоренности, в рамках которых компании Huawei в дальнейшем могут получить определенный доступ к чипам Nvidia Blackwell B300 в дальнейшем.

Данная ситуация во взаимоотношениях КНР и США с попыткой администрации Трампа контролировать развитие этой и других сфер развития Китая отчасти напоминает затяжной кризис в авиационной отрасли РФ, ошибочные решения в которой принимались на протяжении многих десятилетий, в том числе в плане выбора зависимости от поставок из западных государств.

Несмотря на долгосрочные риски дальнейшего взаимодействия с западными странами после 2014 года, с момента госпереворота на Украине и начала так называемой "антитеррористической операции" в Донбассе, в руководстве РФ было принято решение продолжать  выпуск самолетов SSJ-100 и разработку МС-21 в кооперации с США, странами ЕС и другими государствами. Однако, дальнейшее ужесточение санкций показало, что так называемая программа импортозамещения в официально утвержденном формате не позволяет наладить выпуск данных самолетов в заявленных количествах. 

Комментарии бывшего главы министра промышленности Дениса Мантурова в 2016 году о том, что "необходимо разделить в целом подходы к импортозамещению", а также "у нас нет цели заместить все" в этом плане довольно показательны. В условиях дефицита рабочих кадров в авиастроительной отрасли, отставания в технологиях и нехватки производственных мощностей фактически был сделан выбор в пользу сохранения зависимости гражданской авиации  РФ от западных комплектующих. Риски данного сценария не были соответствующим образом оценены даже после начала специальной военной операции на Украине в 2022 году. Об этом говорят прозвучавшие уже в 2023 году официальные заявления о производстве "1000 самолетов к 2030 году", которые впоследствии пришлось задним числом корректировать. Вынужденная "актуализация планов" в данной сфере продолжается и в настоящее время. 

Китай в этом контексте находится в условном 2014 году: полного технологического разрыва с США и западными странами пока нет, и также нет жестких санкций, последовавших в отношении РФ после 2022 года. Если бы руководители КНР также не ставили "цели заместить все" в технологиях ИИ, то, вполне вероятно, согласились бы на сотрудничество с Трампом и Nvidia и продолжали бы сохранять зависимость от США. Однако, понимая, чем в дальнейшем может грозить подобный сценарий, в Пекине, судя по официальной позиции руководства страны, сделали выбор на активизации поддержки китайских компаний, в частности, Huawei.

В перспективе отказ Китая от сотрудничества с Nvidia имеет довольно неприятные и далеко идущие последствия для американских и западных корпораций в целом.

Наиболее вероятный вариант действий – продолжение "серых" поставок чипов Nvidia в КНР для использования в сегменте ИИ с одновременным акцентом на полное исключение данной продукции из дальнейшего использования. При этом Nvidia, крупнейшая по капитализации компания США, фактически уже потеряла китайский рынок, и в Пекине будут стремиться использовать данную ситуацию как наглядный пример того, к чему ведет антикитайский курс западных стран. Условие администрации Трампа для возобновления поставок чипов в КНР, согласно которому 20% доходов от подобного экспорта напрямую отчислялось бы в федеральный бюджет США, является дополнительным поводом для Китая отказаться от подобного предложения. 

Вместо выбора долгосрочного сотрудничества с США власти КНР будут стремиться заместить американскую продукцию, особенно в сферах, которые рассматриваются как приоритетные для дальнейшего развития страны. При этом, добиваясь получения технологических и промышленных компетенций, Китай в дальнейшем также может начать предпринимать попытки потеснить Nvidia и другие западные компании на азиатских рынков и в других регионах мира.

Наверх