Во Франции прошел второй тур внеочередных выборов в Парламент. Результаты сенсационные. Левая коалиция выиграла и получила 178 мест. Центристский альянс Макрона занял второе место со 156 местами. «Национальное объединение» правых сил Марин Ле Пен, которое доминировало на начальном голосовании всего неделю назад, оказалось на третьем месте, набрав 143 голоса.
Францию теперь, похоже, ожидает период тупика, так как левые собираются реализовывать свои экономические реформы, которые можно назвать социалистическими, и которые поставят крест на восьмилетней экономической реформе Макрона. Но рынок пока не видит, как именно можно будет достичь компромиссов в экономических программах.
Премьер министр Габриэль Атталь подал в отставку, как и требует того традиция, так как Партия Макрона проиграла, но президент не принял уход и попросил Атлая остаться «для стабильности в стране».
Найти компромиссного кандидата, который мог бы возглавить следующую администрацию, будет непросто. Так как необходимо одобрение как минимум двух партий. Среди первых претендентов — Марин Тонделье из партии зеленых и Рафаэль Глюксман из левоцентристской партии Place Publique; нынешний премьер-министр Габриэль Атталь также может остаться.
Альянс «Новый народный фронт», набравший большинство голосов, уже призвал президента назначить нового премьер-министра в соответствии с принятой практикой. Лидеры левой коалиции заявили, что планируют договориться о том, кто это должен быть, на этой неделе.
Рынок пока реагирует спокойно, так как экстремальные планы расходов как левых и так правых находятся под неопределенностью, пока не сформирован кабинет, и вряд ли приведут к чему-либо, учитывая неопределенный результат.
Акции французских банков также компенсировали предыдущие потери. Банки оказались под серьезным давлением после результатов первого тура, так как результаты внушительные результаты партии Ле Пен ставили под угрозу устойчивость госдолга страны, главными держателями которого как раз являлись банки. Но близкие результаты второго тура означают о малых шансах сформировать сильное Правительство, а значит, огромных трат из программ правых и левых, возможно, удастся избежать.
Про неопределенность в отношении силы нового правительства говорят практически все: и аналитики, и политики, и рынок. Чем слабее будет правительство, тем меньше денег будет потрачено – логика примерно такая. Но наращивать госдолг Франция все равно будет, так как реализация даже части предвыборных обещаний увеличит расходы госбюджета. Связи с этим понижение кредитного рейтинга Франции остается наиболее вероятным сценарием в будущем, особенно с учетом политического риска новой президентской предвыборной кампании, которая стартует во Франции через год-полтора.
Важно, что разочаровывающее третье место Ле Пен не смутило правых. Представители партии продолжают заявлять о победе, так как в разрезе нескольких лет поддержка правых идей нарастает у жителей Франции. Более того, сегодня было обвялено о возможном союзе с новой правой политической фракцией в Европейском парламенте во главе с Виктором Орбаном. Лидеры обеих партий могут встретиться уже сегодня. По словам пресс-секретаря премьер-министра Венгрии, к альянсу Орбана уже присоединились несколько других более мелких партий из Австрии и Чехии.
Вопреки словам министра экономики Германии Роберта Хабека, о том, что поражение правых во Франции «не допустит скатывания Франции к национализму, а Европы — в еще более сложные условия», европейский альянс партий националистического толка набирает силу, что указывает на тектонические сдвиги в европейской политике, после десятилетий стирания границ и продвижения "европейских" ценностей.