Компании из Китая играют слишком большую роль в поставках редкоземельных и так называемых второстепенных металлов в США и Европу, которые необходимо для создания электромобилей, аккумуляторов, солнечных панелей и ветряков.
ЕС и США провели ревизию источников поставок редкоземельных и так называемых второстепенных металлов. И результаты, видимо, их не устроили. И там, и там компании из Китая, такие как нашумевшая в ряде заметок агентства Bloomberg, Vital Materials играют слишком большую, по их мнению, роль.
Например, по оценкам Европейской Комиссии Китай перерабатывает 94% мирового галлия и 83% германия, в случае с литием и кобальтом, на его долю приходится до 60% мирового производства.
Экспортные ограничения на различное сырье все чаще становятся оружием в экономической борьбе. По данным ОЭСР, количество экспортных ограничений на промышленное сырье в мире с 2009 по 2022 выросло в 4 с лишним раза, причем они распределены неравномерно. Быстрее всего за этот период увеличилось количество введенных ограничений на селен (в 9 раз); серебро (в 8,7 раза); бораты (в 8,3 раза); редкоземельные элементы (в 7,8 раза); фосфаты (в 7,3 раза); молибден (в 7,2 раза); титан (в 7,1 раза); алюминий (в 6,5 раза); природный графит (в 6,3 раза); олово (в 5,6 раз); отходы и лом драгоценных металлов (в 5,9 раз); прочие цветные второстепенные металлы (в 5,6 раз).
США и ЕС спешат сформировать собственные ресурсные мощности. Но поиск необходимой руды, из которой можно экономически эффективно добывать нужное промышленное сырье, является более проблематичным. Например, в Конго США подписали предварительное соглашение о помощи стране в развитии цепочки поставок электромобилей.
Однако более половины кобальтовых рудников страны уже принадлежат или контролируются китайскими компаниями. Находящийся под санкциями израильский миллиардер Дэн Гертлер имеет долю в оставшихся крупных шахтах, которые не находятся в руках Китая. Конголезское правительство лоббирует отмену санкций США в отношении Гертлера. Но администрация Байдена пока воздерживается от такого шага, так как он сделает ее уязвимой перед критикой и обвинениями в двойных стандартах.
В апреле 2023 года группа из 146 правозащитных организаций подписала петицию, в которой выражена серьезная озабоченность судебным процессом, возбужденным в Демократической Республике Конго (ДРК) израильским бизнесменом Дэном Гертлером против ведущей антикоррупционной коалиции Конго CNPAV (Le Congo n'est pas à Vendre (Конго не продается). Уголовный иск, поданный в начале марта, направлен против официального представителя CNPAV Жан-Клода Мпуту и его работодателя Resource Matters, бельгийской правозащитной группы. Судебный процесс вращается вокруг интервью, которое Мпуту дал новостному агентству Actualite.cd о сумме денег, которую компании Гертлера заработали в ДРК. Коалиция CNPAV опубликовала информацию в поддержку своего заявления, однако Гертлер подал в суд за клевету и требует возмещения ущерба в размере одного миллиона евро. За последние два года Гертлер и сеть связанных с ним компаний инициировали волну судебных исков против активистов по борьбе с коррупцией и журналистов. К ним относятся судебные иски против двух других членов CNPAV — Платформы защиты свидетелей в Африке (PPLAAF) и Global Witness, а также против веб-сайта African Intelligence, израильской газеты Haaretz и двух ее журналистов. Два работника Afriland First Bank в Киншасе, которые публично заявили о явном отмывании денег в пользу Гертлера, также столкнулись с судебными исками. В ходе глубоко несовершенного судебного процесса в ДРК эти двое были заочно приговорены к смертной казни. Обвинения в отмывании денег, о которых они сообщили, так не были расследованы.
Пока США присматривается к Африке, ЕК в одном из последних исследований по теме сырья напомнила, что на Украине находится одни из крупнейших в Европе месторождений критически важных полезных ископаемых, необходимых для электромобилей и других приложений экологически чистой энергии. Например, в стране имеется около 500 тыс. тонн лития. Журнал Foreign Policy в 2022 году сообщал, что в стране имеются коммерчески значимые месторождения 117 из 120 наиболее используемых промышленных полезных ископаемых на более чем 8700 обследованных месторождениях. Общая стоимость этих месторождений, включая титан, железо, неон, никель и литий, оценивалась в 11,5 трлн долларов. Существуют также запасы других полезных ископаемых, которые МЭА считает критическими, таких как бериллий, ниобий, тантал, титан и кобальт.