Банк международных расчетов: рост госдолга ведет к потере доверия к финансовой системе

Доллары, купюры

В швейцарском Банке международных расчетов выступили с очередным предупреждением о проблеме растущего госдолга, отметив, что, власти многих стран не только не принимают мер по сокращению расходов, а наоборот, принимают меры и программы, которые еще больше увеличат объем долговых обязательств страны в ближайшие несколько десятков лет.

Глава Банка международных расчетов Агустин Карстенс заявил о том, что проблема "непрекращающегося роста госдолга" со временем будет только обостряться из-за того, что власти многих стран в дальнейшем будут вынуждены увеличивать госрасходы в силу различных причин: старения населения, повышения военных расходов и других затрат. 

В своем выступлении в Токио 27 мая  Карстенс, бывший глава ЦБ Мексики, предупредил о том, что не только будущие меры, но уже текущие программы поддержки экономики во многих странах "подразумевают стабильно растущий госдолг в ближайшие десятилетия". При этом в завуалированной форме намекнул на ситуацию в США и ряде других стран, добавив, что "рынки уже начинают осознавать тот факт, что в ряде случаев рост госдолга является неустойчивым".

Объем госдолга в сравнении с ВВП США 1790-2054гг

Источник: worldmarketstudies.ru

Руководитель данного "Центрального банка центральных банков", как его часто негласно называют, также сделал ряд других предупреждений, отметив, что "время сверхнизких процентных ставок осталось позади". По мнению главы БМР, "у властей стран есть немного времени, чтобы привести в порядок государственные финансы, пока доверие к их обещаниям не начнет исчезать".

Экс-глава ЦБ Мексики дал понять, что страны с повышенными уровнями госдолга движутся навстречу кризису, однако, ни государственные власти, ни частные инвесторы не могут определить временные рамки или показатели госдолга к ВВП при которых станет понятно, что ситуация полностью вышла из-под контроля.

Прогнозируемый дефицит бюджета на 2027 финансовый год, $ млрд

Источник: worldmarketstudies.ru

За последние годы уже появлялись отдельные прогнозы по дальнейшему развитию траектории госдолга США. В частности, в Уортонской школе бизнеса при Пенсильванском университете в 2023 году заявили о том, что "у США есть около 20 лет" перед тем как в 2040–2045 годы госдолг страны не достигнет уровней в 175–200% от ВВП. Одним из прогнозируемых последствий достижения подобных уровней для США будут существенно более высокие ставки по гособлигациям. 

В Банке международных расчетов также предупредили, чтобы власти не полагались реакцию финансовых рынков, а действовали бы на упреждение в ситуации с госдолгом. По словам Агустина Карстенса,  "финансовые рынки не всегда делают верные оценки, они могут пропускать важные сигналы и сохранять спокойствие в условиях обострения проблем".

БМР и другие организации регулярно выступают с предупреждениями о неустойчивости госдолга многих стран. Как отмечалось, в конце 2024 года в докладе Банка международных расчетов приводились примеры снижения интереса частных инвесторов к госдолгу стран.

Проблема роста госдолга в мире приобрела хронический характер: в ряде развитых стран, в частности США, Великобритании, Италии, Франции, Японии и ряде других показатели госдолга к ВВП либо вплотную приблизились к отметке в 100%, либо превысили ее, причем довольно существенно. 

Мировой объем долговых обязательств 1999 - 2024. $ трлн

https://worldmarketstudies.ru/

Тем не менее, советы бывшего главы Банка Мексики выглядят, в определенном смысле, иезуитскими: рекомендации к властям "решить проблему госдолга" можно соотнести с высказыванием, которое приписывается английскому публицисту Джону Селдену. Опубликованные около 500 лет назад в качестве посмертных мемуаров "Застольные беседы" с данным автором в частности содержат довольно емкое замечание с его стороны в виде "Проповедники говорят: "Делайте, как я говорю, а не как я делаю". Одним из современных примеров подобных наставлений не за счет личного примера, а за счет мнимого морального авторитета часто называют демократическую партию США – из-за попыток нравоучений со стороны ее представителей на международной арене. 

Глава БМР сам предоставляет основания для подобных нелестных сравнений, когда, с одной стороны, призывает власти справиться с растущим госдолгом, а с другой – приводит примеры своей деятельности в центральном банке Мексики. По его словам, "он наблюдал многие экономические и финансовые кризисы" и, как признает Агустин Карстенс, "эти кризисы часто становились катализатором для важных изменений". Тем самым, он признает, что власти Мексики – одним из представителей которых он был в качестве главы ЦБ Мексики – и других стран принимали кардинальные решения после очередного кризиса, а не до него. 

Стоит также отметить, что структуры, подобные Банку международных расчетов, Всемирного банка и Международного валютного фонда, которые регулярно акцентируют внимание на долговых проблемах, при этом сами причастны к их возникновению, а также ранее участвовали не только в сомнительной, но и откровенно преступной деятельности. 

В случае с БМР стоит напомнить, что реформа, которую вел Базельский комитет по банковскому надзору, оказалась неэффективной. Требования к собственному капиталу банков в рамках Базельских соглашений, в частности, Базель I и Базель II, оказались слишком мягкими. Тем самым, "банк центральных банков" прямо приложил руку к созданию условий для финансового кризиса 2008 года. Мягкие требования к нормам собственного капитала в рамках нормативов, который создавались под контролем Банка международных расчетов до криизиса, создали для банков иллюзию пониженных рисков в ситуации, когда они уже не только вели традиционную банковскую деятельность, а активно участвовали в создании и торговле различными финансовыми инструментами. 

Еще менее приглядные страницы в истории швейцарского БМР касаются его участия в операциях и хранении активов фашисткой Германии во время Второй мировой войны. На счетах банка, в частности, хранилось золото из золотого запаса Чехословакии, которое при активной помощи Банка Англии было направлено на счета правительства фашисткой Германии в БМР. 

Рациональность подходов и советов Международного валютного фонда еще в начале 2000-х годов стала ставиться под сомнение из-за роли МВФ в экономическом и долговом кризисе в Аргентине. Рекомендации МВФ, по отдельным оценкам, только усугубили проблемы аргентинской экономики.

В контексте проблемы растущего госдолга в мире стоит обратить внимание на то, о чем предпочитают умалчивать банкиры, выступая с подобными предупреждениями.

Суверенный долг – это дополнительный налог для будущих поколений, который уже сегодня, с каждым новым кредитом формируют власти стран. Вынужденное увеличение заимствований при дефиците бюджета, привлечение заемных средств для оплаты процентов по предыдущим долговым обязательствам ведут к тому, что у властей появляется видимость возможности сбалансировать бюджет в краткосрочной перспективе. Но в дальнейшем, из-за необходимости погашать долги и платить проценты по ним, у государства остается меньше доступных средств на реальную экономику – на развитие сфер производства, которые создают рабочие места, приносят прибыль. 

В мировой экономике сложились условия, когда многие развитые страны не могут функционировать без данного "налога на будущее". Данная ситуация в равной степени говорит как о проблемах в руководстве многих странах мира, так и о неэффективности существующей в мире экономической системы. 

Долговую яму, в которую все глубже забираются многие страны мира, в целом можно считать одним из этапов финансиализации и пост-индустриального капитализма в целом. 

Роль банков и финансового сектора во многих странах мира начала заметно усиливаться в 1980-е годы. Кредитование не только проникло практически во все сферы потребления, банки и финансовые компании начали все более активно создавать деривативы – производные финансовые инструменты – на основе определенных займов в различных сферах. Также заметно возросла активность финансовых компаний в страховании, инвестиционной сфере, торговле сырьевыми и другими активами.

Повышенный акцент банков на подобном создании "денег из воздуха", спекулятивной торговле на валютном рынке и других видах финансовой деятельности, не создающей какой-либо реальной продукции, в целом отражает ограниченный modus operandi финансового сектора. В задачу банков не входит реальное производство какой-либо продукции, при этом параметры "эффективности", по которым финансовые компании оценивают перспективы реального сектора, зачастую касаются краткосрочных временных отрезков, не подразумевая долгосрочного государственного подхода к развитию экономики.

На сегодня роль банковского сектора, который уже оправился от шока финансового кризиса 2008 года – во многом благодаря господдержке в различных странах – по-прежнему остается преувеличенной и, хотя об этом предпочитают умалчивать представители сектора в США, Европе и других странах мира, данная ситуация только способствует сохранению долговых проблем.

Логика финансового сектора, согласно которой "все можно купить на рынке" за последние годы довольно наглядно продемонстрировала свою несостоятельность, создав серьезные проблемы для многих стран, в том числе России. 

Чрезмерную, преувеличенную роль центральных банков и министерства финансов в различных странах можно также считать одним из последствий финансиализации. В странах, где финансовая надстройка экономики приобретает более высокую значимость по сравнению с промышленностью, реальным сектором, – неизбежно начинаются проблемы с производством продукции. Ухудшение динамики в реальном производстве и высокая зависимость от импорта – в промышленности, станкостроении, микроэлектронике, робототехнике – со временем только усиливает долговые проблемы стран.

Наверх