Экономисты из Колумбии и США изучили реакцию обеспеченных граждан на введение налогов на личные активы в Колумбии. Для этого были использованы налоговые данные за период с 1993 по 2016 годы, которые утекли в открытый доступ в рамках скандала с Панамскими документами. С их помощью были исследованы объем переводов в ключевые юрисдикции, являющиеся налоговыми убежищами.
В работе «Поведенческие реакции на налоги на богатство: Свидетельства из Колумбии» было установлено, что налогоплательщики мгновенно уменьшают объемы декларируемых активов в ответ на введение налога на богатство. Более того, эти эффекты могут сохраняться в течение многих лет после того, как налог на богатство больше не действует. Обеспеченные граждане начинают искажать ту информацию, которую власти не могут легко проверить, например, завышать объем своих долговых обязательств и занижать стоимость своих долей в различных юрлицах. Кроме того, самые богатые налогоплательщики начинают прятать активы в трудноотслеживаемых подставных компаниях в странах-налоговых убежищах.
Колумбия проводит налоговые реформы примерно каждые четыре года после каждых президентских выборов, то есть в исследовании рассматриваются результаты изменений налоговой политики в 2002, 2006, 2010 и 2014 годах. Эти реформы обычно происходят через несколько месяцев после того, как новый президент вступит в должность в августе, и вступают в силу 31 декабря. Таким образом, у граждан есть время подготовиться к новым налоговым правилам и соответствующим образом скорректировать свое поведение.
Самые яркие эффекты от налоговых реформ проявились в 2010 году. Тогда во время экстремального погодного явления Ла-Нинья правительство Колумбии стремилось увеличить доходы и направить их на борьбу с последствиями наводнений. База налога на богатство была расширена, порог освобождения от него был снижен с 3 миллиардов до 1 миллиарда песо (с 1,56 до 0,52 млн долларов США). Кроме того, ставки налога на богатство увеличились и были введены две новые: 1% и 1,4%, если, соответственно, задекларировать активы на 1 миллиард или 2 миллиарда песо.
На графике показано распределение налогоплательщиков по объему активов, указанных в декларации за 2009 год, поданной за два месяца до объявления реформы, и декларации за 2010 год, которая была подана через семь месяцев после ее принятия. Распределение до реформы выглядит плавным. А после повышения налога на активы сразу же возникают комки сразу под новыми налоговыми категориями, что демонстрирует реакцию на изменение налоговой политики. Сбор этого налога был единовременным, и в следующие 3 года он не применялся, как и было обещано. Однако налогоплательщики продолжали занижать стоимость своих активов и дальше. Из-за этого рост стоимости активов стал во многих случаях нулевым или даже отрицательным, хотя до 2010 налогоплательщики не стеснялись указывать в декларациях то, что их активы подорожали.