Усиление санкций в отношении энергетического сектора России – последний "подарок" Байдена Трампу в преддверии возможных переговоров руководства РФ с новой американской администрацией. Данные действия также потенциально являются одним из элементов стратегии по увеличению нефтедобычи в США.
Санкции США в отношении ведущих компаний нефтегазового сектора РФ, их дочерних структур, страховых компаний, а также теневого флота танкеров, которые перевозят российские энергоносители, – очередной вполне явный сигнал о намерении продолжать финансово-экономическое давление на РФ в долгосрочной перспективе.
В заявлении управления по контролю за иностранными активами (OFAC) минфина США 10 января отмечено, что в санкционный список были внесены компании "Газпром нефть", "Сургутнефтегаз", а также большое число их дочерних предприятий.
В заявлении американских властей также было отмечено, что санкции в отношении "Газпром нефти" и "Сургутнефтегаза" одновременно с США приняли власти Великобритании.
Около 30 российских компаний нефтесервисного сегмента также были включены в санкционный список США. Вместе с этим также было объявлено об утверждении запрета на оказание нефтесервисных услуг американскими компаниями на территории РФ, данное ограничение вступит в силу с 27 февраля.
Санкциям также подверглись компании "Ингосстрах" и "АльфаСтрахование".
Одним из существенных новых элементов санкционной стратегии США в отношении РФ стало обозначение участие компаний в энергетическом секторе России как повода для введения санкций США.
Вместе с принятием решения о санкциях в отношении компаний энергетического сектора РФ был также сокращен срок действия лицензии, в рамках которой американские власти требуют от российских компаний финансового сектора завершить сделки в энергетическом секторе с компаниями РФ, попавшими в санкционный список США.
Лицензия на сделки в сфере энергетики с данными банками ранее продлевалась, в октябре 2024 года управление по контролю за иностранными активами продлила ее действие до 30 апреля 2025 года. В рамках новых санкций американские власти требуют до 12 марта завершить сделки с российскими компаниями в энергетике от Альфа-банка, ВТБ, ВЭБ, банка "Зенит", Сбербанка, Росбанка, банка "Санкт-Петербург", Совкомбанка, а также НКЦ и ЦБ РФ.
Новые санкции в отношении "Газпром нефти" и "Сургутнефтегаза" были также приняты по двум отдельным санкционным законам, в том числе, в рамках "Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций". Данный документ был подписан в августе 2017 года президентом Трампом. Для отмены санкций против компаний в рамках этого законодательства потребуется одобрение американского конгресса. В результате, несмотря на минимальное большинство, полученное республиканцами в обеих палатах на выборах в ноябре 2024 года, процесс отмены санкций против компаний в данном списке может быть сопряжен с определенными трудностями.
Администрация Байдена в целом принятыми мерами пытается усилить позиции США перед возможными переговорами между новым американским президентом и президентом РФ Владимиром Путиным. Во время своего первого президентского срока Трамп фактически сам участвовал в модификации и усложнении санкционного законодательства США в отношении России, что также говорит о пониженной вероятности сценариев какого-либо реального смягчения санкций в отношении РФ при его участии.
Одним из дополнительных существенных ограничений США в отношении России в рамках новых санкций стали санкции против так называемого теневого флота РФ. Всего было объявлено об ограничениях в отношении более 180 танкеров и их владельцев, при этом по утверждению властей США, 155 из них были "танкерами, являющимися частью теневого флота, а также нефтяными танкерами, которыми владели российские-компании операторы. Многие из попавших в санкционный список США танкеров были зарегистрированы в таких юрисдикциях как Панама и Барбадосе.
Оценки объем "теневого" флота
Одной из первых к массовому использованию "теневых" танкеров, зарегистрированных в различных государствах – Фиджи, Камбодже, Танзании и ряде других стран – за последние годы стала прибегать Северная Корея. После ужесточения санкций против КНДР в 2016–2017 годах – за принятие которых, в том числе, в ООН проголосовали Россия и Китай – Пхеньян начал активно использовать теневые танкеры для доставки нефти и других видом сырья. Ужесточение санкций против Ирана и Венесуэлы в 2018–2019 годах стало стимулом к резкому увеличению использованию подобных кораблей.
Россия начала активно приобретать танкеры для теневого флота после введения так называемого "потолка цен" на российскую нефть в 2022 году. Страны "Большой cемерки", власти ЕС Австралия объявили о введении ограничений экспортной стоимости российской нефти в 60 долларов за баррель, с целью сокращения доходов России от экспорта нефти.
Оценки объемов теневого флота РФ и других стран, по вполне понятным причинам стремления не раскрывать данную информацию, заметно разнятся. В марте 2023 года, по данным агентства S&P Global Platt’s в состав российского "теневого флота" входило 443 танкера. В исследовательской компании Vortexa, вполне вероятно, определили верхнюю возможную планку, когда заявили о том, что к декабрю 2023 года объем теневого флота РФ составил 1089 танкеров.
В сентябре 2024 года, по оценкам S&P, общая численность теневого флота РФ составила 586 танкеров. Иран и Венесуэла, по расчетам агентства, владели флотом из 155 и 113 танкеров, соответственно.
Одним из косвенных индикаторов численности танкеров, которые используются для перевозки нефти из подсанкционных стран, является их возраст. Далеко не все танкеры, которые задействованы в данной деятельности, являются старыми. Однако тенденция по резкому росту использования танкеров возрастом 20 лет и более за последние годы вполне явно совпадает с более активным применением теневого флота различными странами.
По данным компании Braemar, до 2020 года доля танкеров со сроками эксплуатации более 20 лет составляла около 1% от общего объема танкерного флота в мире. В 2022 году показатель вырос до 3%. К середине 2025 года доля подобных танкеров в эксплуатации в мире вырастет до 11%.
В феврале 2024 года в открытом доступе в интернете были опубликованы документы и переписка компании Sahara Thunder, одного из операторов теневого флота танкеров Ирана. Согласно опубликованным материалам, в период с марта 2022 года по февраль 2024 года данная компания доставила покупателям около 20 млн баррелей нефти общей стоимостью в $1,7 млрд по усредненным ценам на нефть 2023 года. При этом общий объем экспорта нефти Ираном в 2022 и 2023 годах, по оценкам министерства энергетики США, составил $54 млрд и $53 млрд, соответственно.
В материале агентства Reuters 7 января 2025 года были опубликованы некоторые подробности процесса перевозки груза нефти Remy, который якобы является одним из танкеров теневого флота Ирана. Как отмечается, для увода в "тень" при транспортировке иранской нефти используются поддельные документы с обозначением пункта погрузки нефти; перелив нефти с танкера на танкер поблизости от заявленного порта погрузки нефти, а также ряд других мероприятий, в том числе намеренное отключение систем автоматической идентификации.
Примеры использования Венесуэлой и Ираном теневого флота для экспорта нефти за последние годы, несмотря на санкции со стороны США и инциденты с арестом танкеров, с одной стороны, говорят о жизнеспособности подобной практики. С другой стороны – тот факт, что эти страны по-прежнему вынуждены использовать данный способа экспорта нефти, говорит сам за себя. США на протяжении многих лет вели переговоры с Тегераном и Каракасом по тем или иным вопросам, но в итоге какого-либо смягчения санкций в отношении них не произошло. Дополнительным элементом в развитии текущей ситуации для РФ, однако, является более острое геополитическое противостояние США и ЕС против России.
Уже принятые меры в отношении энергетического сектора РФ в ближайшей перспективе могут привести к определенному снижению добычи и экспорта нефти. Мировые цены на нефть уже отреагировали ростом на данные санкции, и подобный вариант развития событий представляется довольно выгодным для администрации Трампа: на фоне более высоких нефтяных котировок новое руководство США попытается увеличить собственную сланцевую добычу нефти в 2025 году.
В перспективе также может реализоваться более жесткий сценарий дальнейших действий в отношении теневого флота России. В декабре 2024 года Великобритания, Германия, Норвегия, Финляндия, Швеция и ряд других европейских стран договорились о совместных действиях "по наблюдению, нарушению работы и сдерживанию" теневого флота РФ. Задержание властями Финляндии танкера Eagle S в конце 2024 года под предлогом повреждения энергетического кабеля в Балтийском море в данном контексте может стать не последним подобным инцидентом. Авария танкера Eventin, также входящего в состав теневого флота РФ, который 9 января потерял управление в Балтийском море и был отбуксирован к немецкому острову Рюген, потенциально показывает еще один возможный вариант развития событий. В случае новой аварии – или диверсии – и возможного разлива нефти с одного из подобных танкеров в отношении РФ могут быть приняты новые ограничения. При этом подобные инциденты могут использоваться для дальнейших попыток захвата танкеров с российской нефтью.