Открытие движения по новому восьмиполосному путепроводу через железнодорожные пути МЦД-3 и новым съездам в районе 24-25 км Ленинградского шоссе.
Правительство РФ 8 сентября 2025 года утвердило план развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года предполагает комплекс мер по строительству и реконструкции целого ряда объектов.
Принятый документ состоит из 6 основных пунктов. 1 пункт плана – "Транспортная инфраструктура", 2 – "Трубопроводная инфраструктура", 3 – "Энергетическая инфраструктура", 4 – "Инфраструктура высшего образования", 5 – "Медицинская инфраструктура", 6 – "Инфраструктура связи".
Основная часть документа – около 65% от общего объема – посвящена планам строительства/реконструкции объектов "Транспортной инфраструктуры" и "Энергетической инфраструктуры", при этом запланированным мероприятиям по "Транспортной инфраструктуре" уделяется основное внимание. Перечисленные обозначения целевых показателей и реализации мер по данному разделу составляют около 55% от всего утвержденного правительством РФ документа.
В утвержденном правительством РФ комплексном плане развития инфраструктуры России на период до 2036 года "Трубопроводная инфраструктура" обозначена отдельным пунктом вне "Энергетической инфраструктуры".
Раздел "Трубопроводной инфраструктуры" является наименее крупным по объему, занимая всего 2 из 98 страниц с обозначением целевых показателей и планируемых мероприятий.
Компоненты социальной сферы в виде "Инфраструктуры высшего образования" и "Медицинской инфраструктуры" в опубликованном плане правительства РФ комплексного развития инфраструктуры России до 2036 года занимают по совокупности второе место по объему документа – чуть более 20% – после транспортной инфраструктуры.
Запланированным к реализации целевым показателям и мерам по "Инфраструктуре связи", последнему разделу плана, уделено сопоставимое, хотя и чуть меньшее внимание, как и "Транспортной инфраструктуре", если судить по доле раздела в документе.
Заместитель министра экономического развития РФ Святослав Сорокин в интервью изданию "Известия" отметил, что, "по сути, это дорожная карта того, как будет выглядеть Россия через 10 лет". Чиновник отметил, что в рамках подготовки плана было изучено более 1700 возможных объектов строительства в стране и "было выбрано 289 самых крупных и важных объектов". По его словам, "план предусматривает ввод почти 20 000 новых энергетических мощностей, создание 18 000 коек медицинской высокотехнологичной помощи, строительство свыше 4 000 км железных дорог, более 2 400 км автодорог, около 20 000 км магистральных волоконно-оптических линий связи".
Транспортная инфраструктура
В первом и самом крупном разделе плана развития инфраструктуры РФ до 2036 года в качестве целевых показателей "протяженности строящихся и реконструированных железных дорог" документе обозначено запланированное достижение результата в 4375 км. Подавляющая часть (84%) реализации данного параметра запланирована на период 2030–2036 годов.
По данным Росстата, по состоянию на начало 2024 года общая протяженность железных дорог РФ составляла 124 тыс. км. С учетом данного значения, согласно цифрам, которые обозначены в утвержденном правительством РФ комплексном плане развития транспортной инфраструктуры России до 2036 года, в рамках национальной цели развития "устойчивая и динамичная экономика" планируется увеличение протяженности железных дорог страны на 0,035%.
Общее число запланированных к постройке/ремонту аэропортов в РФ до 2036 года в рамках утвержденного плана должно составить 60 единиц. Из данного количества реализация 33 объектов запланировано в период 2029–2030 годов.
Из них "строительство и реконструкция" планируется в таких городах, как: Благовещенск (Амурская область), Мирный (Республика Саха (Якутия), поселке городского типа Зырянка (Республика Саха (Якутия), "Архыз" (Карачаево-Черкесская Республика), Горно-Алтайск, (Республика Алтай), "Шерегеш" (Кемеровская область), Иркутск, (Иркутская область), Бодайбо (Иркутская область) г. Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика). По остальным объектам инфраструктуры воздушного транспорта РФ планируется проведение реконструкции.
Запланированное количество "построенных или реконструированных объектов инфраструктуры водного транспорта" к 2036 году, согласно документу, составит 25 единиц. Речь идет не только о морских портах, но и о "судоходных гидротехнических сооружениях". В данном случае речь идет о планируемой реконструкции ряда судоходных шлюзов.
В рамках развития инфраструктуры планируется строительство/реконструкция 17 терминалов в различных морских портах РФ. Реализация большинства объектов, как и по многим другим целевым показателям не только транспортной, но и других элементов инфраструктуры, которые будут отмечены ниже, запланирована не в ближайшие несколько лет, а в 2029–2036 годы. Из 25 заявленных к строительству/реконструкции объектов водной инфраструктуры РФ завершение 14 планируется не ранее обозначенного периода.
Заявленная к реализации в документе правительства РФ протяженность построенных и реконструируемых автомобильных дорог не вполне соответствует цифрам, которые, как было отмечено, назвал заместитель министра экономического развития РФ Святослав Сорокин в интервью изданию "Известия".
Чиновник заявил о строительстве "свыше 2400 км" автодорог, однако в опубликованном правительственном документе указаны цифры в 2276,33 км. Почти половина от заявленных планов по строительству/реконструкции дорог России – около 1000 км – запланирована к реализации в период с 2029 до 2036 года.
Согласно данным, опубликованным агентством РИА 3 сентября, "общая протяженность автомобильных дорог в России "по состоянию на март 2024 года составляла 4 миллиона 402 тысячи 777,5 километра".
С учетом этих цифр, а также согласно цифрам комплексного плана развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года, которые в Минэкономики РФ назвали "дорожной картой того, как будет выглядеть Россия через 10 лет", в течение данного периода правительством РФ запланировано строительство и реконструкция около 0,05% от существующего объема автомобильных дорог в России.
Трубопроводная инфраструктура
В данном разделе обозначено 4 объекта (проекта) строящихся и реконструируемых магистральных газопроводов с заявленными сроками реализации в России в 2030–2031 годы. В качестве "ответственного исполнителя" обозначено ПАО "Газпром".
Энергетическая инфраструктура
Совокупный прирост установленной мощности в рамках развития – около 20 ГВт к 2036 году, из них целевые показатели более, чем половины планируемого увеличения мощностей (11,6 ГВт) планируется к достижению в 2029–2036 годы.
Согласно данным Системного оператора Единой энергетической системы РФ, общая установленная мощность электростанций России по состоянию на 1 января 2025 года составляла 269 ГВт. Таким образом, согласно плану правительства РФ до 2036 года планируется увеличение установленных мощностей энергетической инфраструктуры России примерно на 7,4%.
Из общего объема запланированного увеличения генерации до 2036 года в рамках строительства новых блоков и реконструкции старых блоков на долю АЭС запланировано увеличение на 11 ГВт; на долю строительства новых ветроэлектрических станций – около 1,1 ГВт; солнечных электростанций – 0,7 ГВт; строительство и реконструкцию ГРЭС и ТЭС – около 5,7 ГВт.
Стоит обратить внимание на запланированные показатели протяженности построенных и реконструированных участков линий электропередачи в опубликованном плане комплексного развития энергетической инфраструктуры до 2036 года. Обозначенная правительством РФ цель по данному показателю в течение следующих 11 лет – 812 километров.
По данным Системного оператора Единой энергетической системы РФ, по состоянию на 1 января 2024 года общая протяженность более 14 тыс. линий электропередачи класса напряжения 110 – 750 кВ составляла более 506 тыс. км. С учетом этого, в опубликованном плане инфраструктуры РФ на период до 2036 года в рамках национальной цели развития "устойчивая и динамичная экономика" планируется строительство и реконструкция около 0,0016% от существующих в сетевом хозяйстве РФ линий электропередачи.
Инфраструктура высшего образования
Более 50% целевых показателей как по перспективной численности студентов (46,6 тыс. из 82,2 тыс.), так и по площади строящихся и реконструированных объектов (1,54 млн кв м из 3,05 млн кв м) планируется к завершению в 2030–2036 годы.
Основной акцент в сегменте инфраструктуры высшего образования в рамках плана правительства РФ сделан на создании/реконструкции объектов на территории Дальневосточного федерального округа. Из 28 объектов в Москве планируется к строительству/реконструкции 2 объекта, и по 1 объекту в таких городах, как: Санкт-Петербург, Смоленск, Архангельск, Екатеринбург, Иваново, Рыбинск, Калининград, Великий Новгород, Мурманск, Сочи, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Уфа, Челябинск, Тюмень, Новосибирск, Томск.
В городах и территориях (один из объектов указан без обозначения города – прим. ред.) Дальнего Востока планируется строительство/реконструкция 6 университетских городков ("кампусов"), в частности, в Хабаровске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Улан-Удэ и Забайкальском крае.
Медицинская инфраструктура
В рамках создания новых и ремонта старых объектов медицинской инфраструктуры большая часть планируемых дат завершения строительства (реконструкции) относится к периоду 2028–2030-х годов и последующих лет. Из 40 планируемых объектов 11 планируется построить/реконструировать в ближайшие несколько лет – 2025–2027 годы. При этом 15 объектов – в 2028–2029 годы, еще 12 объектов – в 2030 году и еще 2 – в 2031–2036 годы.
Из запланированных целевых показателей "коечной мощности построенных и реконструированных объектов" в 15,6 тыс коек более 1/3 или более 5,9 тыс. коек запланировано к созданию/ремонту на период в 2029–2036 годы. По площади практически половина (858,4 тыс. кв м) из запланированного объема (2,02 млн кв м) целевых показателей по инфраструктуре здравоохранения планируется к завершению в 2029–2036 годы.
75% или 3/4 от запланированных к строительству/реконструкции объектов медицинской инфраструктуры (30 из 40) по плану, утвержденному правительством РФ, приходится на 9 крупных городов/областей страны. В частности: Москва и Московская область – 8 объектов со сроками реализации в 2025–2030 годы; Крым (Севастополь, Ялта) – 4 объекта в 2026–2030 годы; Дальний Восток (Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Арсеньев) – 4 объекта в 2025–2030 годы; Ставропольский край (Ставрополь, Кисловодск) – 3 объекта в 2025–2027 годы; Республика Хакасия (Абакан) – 3 объекта в 2029–2030 годы; Санкт-Петербург – 2 объекта в 2028–2029 годы; Волгоградский край (Волгоград) – 2 объекта в 2030–2031 годы; Краснодарский край (Краснодар, Сочи) – 2 объекта в 2027 и 2029 годы; Белгородская область (Белгород) – 2 объекта в 2029–2030 годы.
В таких городах, как Калуга, Липецк, Барнаул, Новосибирск, Мурманск, Нальчик, Кызыл, Новокузнецк, Россошь и селе Заброды в рамках плана правительства РФ планируется строительство/ремонт по 1 объекту медицинской инфраструктуры.
Инфраструктура связи
Большая часть целевых показателей в последнем разделе документа, за исключением планов по созданию центров обработки данных, 3 из 8 объектов которых намечена в 2029–2036 годы, планируется к завершению в 2025–2027 годы. Можно отметить, что, судя по срокам реализации, данное направление плана развития инфраструктуры России является одним из приоритетных, согласно решению правительства РФ.
Всего планируется достижение целевых результатов в 19527 км новых магистральных волоконно-оптических линий связи по 16 различным направлениям в РФ.
По оценкам компании ComNews Research, протяженность магистральных волоконно-оптических линий связи в России по состоянию на декабрь 2023 года составляла 1,4 млн км. Согласно обозначенным в плане правительства РФ по инфраструктурному развитию России до 2036 года планируется увеличение данного показателя на 1,39%.
Помимо этого, как было отмечено выше, также планируется реализация 8 проектов центров обработки данных. Один из данных проектов, "Удомля-3" в Тверской области уже был запущен в эксплуатацию в Тверской области в июне 2025 года. На 2026 год также запланировано завершение строительства нескольких автоматизированных сортировочных почтовых центров : "Хабаровский логистический почтовый центр", "Логистический почтовый центр г. Уфа" и "Логистический почтовый центр г. Краснодар".