Новые британские власти рассчитывают снизить дефицит бюджета и сократить госдолг за счет более высоких налогов и стабильного экономического роста. Иными словами, Туманный Альбион в ближайшие годы ждет рекордный рост фискальной нагрузки, необходимость увеличения заимствований и стагнация в экономике.
Левоцентристское правительство Лейбористской партии, победившей на выборах Великобритании в июле, официально продемонстрировало проект бюджета на 2024–2025 годы. Министр финансов Великобритании Рейчел Ривз в среду, 30 октября, представила в британском парламенте так называемый "осенний" проект бюджета страны – один из двух ежегодных отчетов, в рамках которого власти публикуют ожидаемые доходы и расходы на предстоящий год.
В проекте бюджета первого кабинета министров лейбористов после 14-летнего руководства Консервативной партии были представлены планы по повышению налогов и увеличению госрасходов, при этом в сопровождающем заявлении отмечается, что глава британского Минфина собирается "восстановить Великобританию" и "починить основы экономики".
В документе отмечается, что "с 2010 года Великобритания испытывает низкий уровень производительности труда, в стране увеличивается госдолг и ухудшается качество госуслуг". Темпы роста ВВП Великобритании с момента мирового финансового кризиса в среднем составляли 1,3%, при этом прирост производительности труда в 2010–2019 годы составлял всего 0,6% – ниже чем в Германии, Франции и США.
Стоит отметить, что в преддверие объявления данного проекта бюджета уровень госдолга Великобритании достиг своей наиболее высокой отметки за последние 60 лет. По данным Национальной статистической службы страны, в сентябре 2024 года показатель вырос до 100% от ВВП – это наиболее высокий показатель с 1960-х годов.
Повышение налогов
Для "починки" британской экономики после правления Консерваторов новые власти страны предложили внести серьезные изменения в налоговую политику и увеличить госрасходы. Среди предложенных мер были заявлены:
- Увеличение взносов компаниями в систему социального страхования с 13,8% до 15%. При этом уровень зарплат сотрудников, начиная с которого компании будут платить данные взносы, был снижен с 9,1 до 5 тысяч фунтов стерлингов. По оценкам Бюро по бюджетной ответственности (OBR) при Минфине Великобритании, данные меры в среднем позволят увеличить налоговые поступления в совокупности на 25,7 млрд фунтов стерлингов к 2029–2030 году.
- Повышение налогов на прирост капитала с увеличением нижней планки налога с 10% до 18% и верхней границы с 20% до 24%. Также было предложено повысить налоги на прирост капитала при продаже жилой недвижимости с 18 до 24%.
- Изменение льготного налогообложения для иностранных граждан с выплатами налогов недомицилированными лицами после 4-хлетнего периода первичного освобождения от налогов. За счет изменений в налогах на прирост капитала и налогового режима для не-резидентов власти собираются привлечь 5,2 млрд фунтов стерлингов к 2029–2030 году.
- Внесение изменение в налоговое законодательство при получении наследства, в том числе за счет ограничения вычетов при наследовании сельскохозяйственного имущества и коммерческой недвижимости. По оценкам британских властей, данные меры увеличат налоговые сборы на 1,1 млрд фунтов стерлингов.
- Применение налога на добавленную стоимость в размере 20% к плате за обучение в частных школах. По оценкам властей, данная мера позволит привлечь около 1,7 млрд фунтов стерлингов к 2029–2030 году.
Кроме этого были также объявлены ряд других мер, затрагивающих налоговые поступления, в частности, по увеличению минимальной заработной платы, а также по топливным и алкогольным пошлинам.
В общей сложности, по оценкам Бюро по бюджетной ответственности, данные меры позволят в среднем увеличить налоговые поступления на 36,2 млрд фунтов стерлингов или 1,1% от ВВП, при этом к 2030 году ожидается, что данная сумма увеличится до 41,5 млрд фунтов стерлингов.
По оценкам OBR, доля налоговых поступлений в ВВП Великобритании увеличится с 36% в 2023–2024 году до 38,3% в 2027–2028 году.
Тем самым, значимость налоговых сборов в британской экономике фактически возвращается к уровню 80-летней давности. По данным OBR, доля налогов в ВВП Великобритании достигла рекордного значения в 1944–1945 году на фоне увеличения госрасходов до 60% от ВВП во Второй мировой войне. Доля налоговых поступлений от ВВП для британской экономики в эти годы составляла около 39%.
Рост госрасходов
За счет увеличения налогов власти стремятся увеличить госрасходы по ряду основных направлений. В частности, планируется увеличение в сфере социального обеспечения и здравоохранения планируется повышение госрасходов с уровня в 177,5 млрд в 2023–2024 году до 200,5 млрд фунтов стерлингов в 2025–2026 году. Расходы в системе образования за тот же период планируется увеличить с 81,8 до 93 млрд фунтов стерлингов. Оборонные расходы, как ожидается, вырастут с 34,8 до 38,4 млрд.
По многим другим сферам также планируется существенное увеличение госрасходов. В запланированном бюджете Лейбористов данные расходы составляют в среднем 2/3 от планируемого увеличения госрасходов Великобритании. Еще 1/3 от планируемого увеличения расходов бюджета составит повышение капитальных затрат министерств. Общий объем ежедневных и капитальных расходов бюджета страны по всем министерствам, как ожидается, будет ежегодно увеличиваться в среднем на 69,5 млрд фунтов стерлингов в год с 2025–2026 года.
В результате, для финансирования запланированных госрасходов помимо увеличения налогов британским властям также увеличить потребуется объем заимствований. По оценкам OBR, объем долговых обязательств в 2024 году будет увеличен на 19,6 млрд фунтов стерлингов сверх запланированных ранее. При этом в течение следующих 5 лет для реализации обещаний Лейбористов придется увеличивать объем займов на 32,3 млрд фунтов стерлингов каждый год.
В представленном проекте бюджета глава британского Минфина также обозначила ряд ключевых параметров, которые Лейбористы надеются достичь в следующие 5 лет. Бюджет Великобритании в 2023–2024 году выполняется с дефицитом в 49 млрд фунтов стерлингов или около 1,8% от ВВП. В проекте бюджета поставлена цель по достижению профицитного бюджета и сокращению госдолга к ВВП Великобритании в 2029–2030 году.
Оценки
В Бюро по бюджетному управлению, получающем государственное финансирование, но формально считающемся независимой организаций, данные прогнозы и бюджет в целом были оценены в довольно осторожном ключе. В частности, вероятность достижение целей по профицитному бюджету и снижения доли заимствований по отношению к ВВП страны оцениваются как 54% и 51%, соответственно.
При этом в OBR также пересмотрели прогнозы по темпам роста ВВП британской экономики после представления проекта бюджета. В организации отмечают, что предложенные меры могут в определенной мере оказать поддержку экономическому росту в 2025–2026 году, однако в последующие годы эффект будет не столь значительным. По прогнозам, темпы роста ВВП Великобритании могут составить 2% в 2025 и 1,8% в 2026 году, но в 2027–2029 году динамика ВВП, как ожидается, составит лишь около 1,5%.
В Институте финансовых исследований (IFS) изначально отметили, что проект бюджета с увеличением налогов, госрасходов и заимствований был "ожидаемым" с учетом обещаний Лейбористов. Но при этом, по мнению директора IFS Пола Джонсона, бюджет левоцентристов основан на несколько "рискованных предположениях".
Одним из них является расчет на то, что первоначальное крупное увеличение госрасходов в течение следующих двух лет поможет подтолкнуть экономику к более высоким темпам роста. Если данное предположение властей не оправдается, и в дальнейшем придется вновь повышать госрасходы – через несколько лет британскому кабинету министров вновь придется повышать налоги и заимствования.
Еще одно "авантюрное предположение", как отмечается, заключается в расчете властей на то, что "плюсы" от увеличения госрасходов перевесят минусы по увеличению долговых заимствований, повышению стоимости обслуживания госдолга страны и более высокой инфляции.
Глава IFS также отметил, что в проекте бюджета в целом "присутствуют серьезные риски" и планы правительства по краткосрочному повышению госрасходов, а также ожидания того, что властям не придется в дальнейшем сокращать определенные статьи бюджета, "выглядят как повторение глупых игр, в которые играло прошлое правительство".
В Британской торговой палате назвали предложенный проект бюджета "жестким для бизнеса". Глава Британской торговой палаты Шевон Хэвиленд отметила, что увеличение налоговых взносов, а также повышение минимальной заработной платы в краткосрочной перспективе приведет к осложнениям для многих британских компаний в плане возможностей по инвестициям и найму новых сотрудников.
В "Институте экономики", аналитическом центре, отличающийся праволиберальным уклоном, заявили о том, что утверждение лейбористов об отсутствии повышения налогов на рабочий класс Великобритании, является "экономической фантазией". При этом принятие данного бюджета повлечет за собой рост затрат для компаний, за который, в свою очередь, более низкими зарплатами и ограниченными возможностями по трудоустройству будут расплачиваться рядовые сотрудники.
Ряд предлагаемых налоговых изменений в новом бюджете Великобритании могут реализоваться не в той форме, на которую рассчитывают власти страны. Об этом заявили в британском инвестиционном подразделении французской страховой корпорации Axa Group.
С целью избежать предложенных нововведений в британском налогообложении предприниматели могут пойти на изменение времени продажи активов или поменять саму структуру сделок. Также возможно проведение изменений между различными классами активов для того, чтобы воспользоваться различиями в фактических налоговых ставках. В Axa Investments также отметили, что бизнесмены могут в целом принять и другие меры по снижению налоговых платежей в виде использования налоговых вычетов или структур или в целом перевести свою деятельность в другие страны с более низкими налоговыми ставками.
Повышенная вероятность оттока обеспеченных предпринимателей из Великобритании из-за ожиданий повышения налогов уже отмечалась ранее. Вполне очевидно, что представленный проект бюджета только усилил опасения среди представителей британского бизнеса и иностранных компаний на территории страны.