На смену глобализации и свободе перемещения товаров и капитала, пришел новый тренд. Политика, проводимая при экс-президенте США Дональде Трампе (Make America Great Again), торговая война между двумя крупнейшими экономиками мира, общий рост протекционизма и торговых барьеров, а также санкционные войны стимулировали геоэкономическую фрагментацию.
При этом экономический, финансовый и торговый центр мира смещается с «глобального Севера» на «глобальный Юг». Согласно прогнозам МВФ, в 2024 году на Азию будет приходиться примерно 60% мирового экономического роста. По некоторым оценкам, Китай станет крупнейшей экономикой мира примерно к 2035 году.
Формирование различных макрозон сопровождается активизацией работы межгосударственных структур, в первую очередь БРИКС. В 2024 году Саудовская Аравия, Египет, Иран и ОАЭ вступили в организацию, присоединившись к Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР. Теперь БРИКС охватывает 45% мирового населения и 28% мировой экономики, на долю членов группы также приходится 44% мировой добычи нефти.
Однако деление мира на блоки может привести к увеличению затрат и потерям для глобальной экономики. Если раньше свободное движение товаров и капитала между странами позволяло компаниям существенно экономить на издержках, то на фоне геоэкономической фрагментации интересы транснациональных корпораций оказываются подчинены национальным интересам. Компаниям приходится в большей степени ориентироваться на перенос производственных мощностей в свою страну и наращивать продажи на местном рынке. Пионеры этого движения США, которые активизировали протекционистские меры вопреки всем ранее существующим торговым соглашениям.
По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), если мировая экономика разделится на два блока – во главе с США и Европой на Западе и с Китаем и Россией на Востоке, – потери могут составить от 2,5% до 7% мирового ВВП.